Закоренелые москвичи особенно любят свой город исправить ошибку

Опубликовано: 07.05.2024

Упражнение 107. С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания. Укажите, в чём специфика каждого паронима (разное значение, лексическая сочетаемость, участие в устойчивых сочетаниях, постоянный или временный характер признака и т.д.).

Отдельный – отдельский; диктат – диктант; демократичный – демократический; запасный – запасливый; осудить – обсудить; генеральный – генеральский; скрытый – скрытный; экономия – экономика; безответный – безответственный; злой – злостный; явный – явственный; остатки – останки; рыбий – рыбный; логичный – логический; покупательный – покупательский; представить – предоставить; оклик – отклик; эффектный – эффективный; невежа – невежда.

Упражнение 108. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный); дипломант – дипломат (хладнокровный, юный, конкурса); описка – отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная); советник – советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный); фабрикат – фабрикант (дешё- вый, богатый, зарубежный, высококачественный); кожный – кожаный (портфель, заболевание); классный – классовый (характер, руководитель, строй); удачный – удачливый (день, охотник, намёк, операция); расчётный – расчётливый (человек, книжка, характер, система); экономичный – экономический (базис, машина, метод, закон, затраты); нетерпимый – нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение); исполнительный – исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера).

Упражнение 109. Объясните разницу в значении словосочетаний.

Молодой советник – молодой советчик; опасный человек – опасливый человек; кардинальное решение – кардинальское решение; осудить поступок – обсудить поступок; соседний дом – соседский дом; хозяйские интересы – хозяйственные интересы; мелкие придирки – мелочные придирки; абсолютный невежа – абсолютный невежда; годовой отпуск – годичный отпуск.

Упражнение 110. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.

1. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый) лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика. 2. На ковровом предприятии в (прошлом, прошедшем, минувшем) году производство наладилось. (Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания! Уже (выпущено, изготовлено, произведено, сделано) 867 кв. метров (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий). 3. На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям. 4. Известно (любому, каждому, всякому), что даже самые (хорошие, отличные, великолепные, превосходные) условия работы ещё не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 5. Как показывает многолетний (учёный, учительский) опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети рассказывают о своих (проблемах, задачах) с (большей откровенностью, большим откровением). 6. Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом). 7. Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 8. В новом отеле (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей. 9. В этом романе М. Булгакову удалось (раскрыть, вскрыть, изобразить, описать, воспеть, представить) (трагичные, трагические) события в жизни (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 10. Весьма (эффектными, эффективными) оказались меры, (принятые, предпринятые) заводоуправлением для (повышения, увеличения) уровня рентабельности производства. 11. Идти одному по ночному городу (боязно, боязливо, страшно). 12. При старом руководстве в нашем коллективе (бытовали, происходили, случались) срывы в работе. 13. В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов. 14. Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала. 15. На общем собрании было решено (возвести, построить, сдать в эксплуатацию) новый курятник. 16. Кони пошли шагом и (встали, стали). 17. Мать (воспретила, запретила) детям играть со спичками. 18. После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица). 19. (Дискуссия, диспут) о школьной реформе продолжается и после того, как на специальном заседании Правительства (обсуждался, осуждался) этот вопрос. 20. Спорные вопросы (доложит, расскажет, разъяснит, пояснит) мой заместитель. 21. В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство. 22. (Главную, заглавную) роль в пьесе «Маскарад» исполнит молодой артист. 23. О работе мне пока думать рано, надо сначала (закончить, кончить, получить) среднее образование. 24. Минеральные и витаминные добавки, введённые в рацион, очень (калорийны, полезны). 25. Платиновые термометры сопротивления (применяются, работают) в сложных условиях. 26. Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.

Упражнение 111. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.

Упражнение 112. Дайте оценку использованию лексических средств в следующих предложениях. Выделите употребление слова без учёта его значения, анахронизм, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Мы знакомы с Галей с первого класса, она моя главная подруга. 2. Для того чтобы завод заработал ритмично, нам придётся решить не одну дилемму, а десятки дилемм. 3. Пятнадцатый маршрут трамвая здесь не ездит. 4. Устаревшие слова писатели часто используют, чтобы создать колорит древности. 5. Определился восьмой участник четвертьфинальной дуэли. 6. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, как ребята больше любят смотреть телевизор, чем читать книги. 7. Балерина создаёт проникновенный образ Жизели – от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини. 8. Погода сопутствовала хорошему отдыху. 9. Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство. 10. С удручающей ясностью понял я, что два года учёбы прошли впустую. 11. У меня всегда, ещё с юношеских лет, было ощущение, что я живу в историчное время. 12. Это доставило чиновникам большие неприятства. 13. Командир решил взять новобранца в испытательский полёт вместо опытного бортинженера. 14. Почтовое отделение переведено в помещение, расположенное в выстроенном многоэтажном доме. 15. Московское управление банка получило участок для застройки жилого дома в Химках. 16. Добрый человек плачет от радости, а злостный – от зависти. 17. Костя был совершенно лишён музыкального слуха. 18. Лишь досадливые промашки не позволили ему занять первое место. 19. В вечернем воздухе слышался запах сирени. 20. Книга является обогатителем нашей души. 21. В стране идёт восстановление разрухи. 22. Он ставит перед собой цель не только личную – жить полноценно, но и другую – быть корыстным людям. 23. В. Маяковский пишет о неименуемой гибели буржуазного строя. 24. Хозяйство у Манилова забросанное. 25. Левая нога Пушкина свешивается с пьедестала. 26. Ради счастья народа Саша отказывается от своего происхождения. 27. Тургенев считал, что не время ещё для появления революционеров-демократов в России, поэтому он сознательно умерщвляет Базарова. 28. Фамусов – закоренелый дворянин. 29. У Ленина мысли больше нашего морщат кожу. 30. По дороге бежали босые ноги девочки. 31. Распаханные снарядами поля заколосились хлебами. 32. Всё смешалось в один очистительный водопад: солдаты, матросы, крестьяне. 33. При исполнении этого прыжка надо опираться на всю ступню. 34. В грядущем году завод наметил провести реконструкцию третьего цеха. 35. Гарри Хайт считается самым высоким человеком в США. Именно благодаря своим габаритам ему удалось найти работу швейцара. 36. В романе описывается борьба, которую ведут партизаны против японской интервенщины. 37. Испытания нового прибора прошли без затруднений. 38. По степи неслись крики перепела и медвяные запахи скошенных трав. 39. Зрительская память у меня феноменальная. 40. С каждым годом росло исполнительное мастерство музыканта. 41. Вперёд подумай, потом – отвечай. 42. Почва – часть единственной природы, где всё взаимосвязано. 43. Несмотря на долгие годы, проведенные ею в добровольческом изгнании, она сохранила прежнюю красоту и величавость. 44. На именины Татьяны съехались соседи – дворовые, владельцы соседних земельных участков. 45. Жители микрорайона трудились на возрождённом субботнике с большим желанием. 46. Вблизи села геологи обнаружили минеральные истоки. 47. В квартирах злых неплательщиков будет отключена горячая вода. 48. Как я уже сказал выше, реконструкцию завода надо начинать немедленно. 49. Судить о причинах взрыва можно только предположительно. 50. В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела. 51. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 52. Я знаю, что ещё живы предки А.С. Пушкина. 53. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. 54. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги. 55. Приближения дня премьеры в театре ждут с нетерпением. 56. Плохо, когда по всем каналам демонстрируется одно и то же название хорошего, но уже поднадоевшего всем фильма. 57. Раневская, приехав, целуется со шкафом. 58. Анна Керн – это девушка Пушкина.

ЗАДАНИЕ 1. Расставьте ударение в словах в соответствии с нормами литературного языка. Укажите варианты.
ЗАДАНИЕ 2. Объедините слова с ударным [о] в одну группу, с ударным [э] – в другую. Подчеркните слова, произношение которых допускает варианты.
ЗАДАНИЕ 3. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу [t], с мягким согласным – в другую [t’]. Подчеркните слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
ЗАДАНИЕ 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная по культуре речи и деловому общению 1.doc

По дисциплине «Культура речи и деловое общение»

ЗАДАНИЕ 1. Расставьте ударение в словах в соответствии с нормами литературного языка. Укажите варианты.

АвгустОвский, апокАлипсис, апОстроф, арАхис, асимметрИя, асбЕст, баловАть, благА, бАржа, газопровОд, генЕзис, дефИс, диспансЕр, жалюзИ, завИдно, заговОр,( зАговор), Иконопись, каталОг, каучУк, киломЕтр, комбайнЕр, красИвее, лосОсь, мастерскИ, медикамЕнты, миллимЕтр, мышлЕние, нЕнависть, обеспЕчение, пАльцами, партЕр, плЕсневеть, ржавЕть, творОг, (твОрог), усугубИть, ходАтайство, Экскурс, экспЕрт, юрОдивый.

ЗАДАНИЕ 2. Объедините слова с ударным [о] в одну группу, с ударным [э] – в другую. Подчеркните слова, произношение которых допускает варианты.

с ударным [о] с ударным [э]

блеклый бытие желчь валежник жердочка гренадер

зацветший единоплеменны й

ЗАДАНИЕ 3. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу [t], с мягким согласным – в другую [t’]. Подчеркните слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

альтернатива, анестезия, антенна артерия, бандероль, берет, бизнес,

велотрек, вундеркинд, генетика, геодезия, гротеск, детектив, идентичность, индекс, модель, панель, партер, полонез, протез, протекция, сервис, синтез, тезис, темп, термос, шедевр, штемпель, экземпляр, эстет

бактерия, бассейн, гейзер, гипотеза дебют, дегустация, декан, депо, депрессия, интеллект, кларнет, крепдешин, нейрохирург, рейд, рейсфедер, рельс, стратегия, терапевт, террор, федерация, форель, шинель, экспресс

ЗАДАНИЕ 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением.

1. Подскажите, который час? – Скажите, сколько времени?

2. Каждый ученик высказал свое кредо. – Каждый ученик высказал свое мнение.

3. Все дети страшно обрадовались. – Все дети очень обрадовались.

4. Стенограмма полугодия отражает работу тружеников села.- Диаграмма полугодия отражает работу тружеников села.

5. Ученики пристально слушали выступление артиста. – Ученики внимательно слушали выступление артиста.

6. В Риге выявлен притон наркоманов .- В Риге выявлен притон для наркоманов.

7. В парке стоит архитектура. – В парке представлена архитектура.

8. Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки просты и естественны. Только в конце романа она приобретает аристократические замашки. - Только в конце романа она приобретает аристократические черты.

9. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.- Закоренелые москвичи очень сильно любят свой город.

10. В Швецию уже выехали команды лыжебежцев и горнолыжников.- В Швецию уже выехали команды лыжников и горнолыжников.

11. Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный срок. -Выявленные в акте недоделки будут устранены в месячный срок.

12. Труд – вот истинный оплот мастерства.- Труд – вот истинный источник мастерства.

13. В парке было заложено тридцать деревьев. –В парке было посажено тридцать деревьев.

14. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом.- Бабушка ласково кивает. У нее доброе морщинистое лицо.

ЗАДАНИЕ 5. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов-паронимов. Найдите случаи тавтологии, речевой избыточности. Отредактируйте предложения.

1. Народ терпел двойственный гнет. - Народ терпел двойной гнет.

2. Девочка одела маскарадный костюм. - Девочка надела маскарадный костюм.

3. Она пришла в цветистом платье. – Она пришла в цветастом платье.

4. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. - Командированному пришлось долго ждать оформления документов.

5. Главное для писателя – душевный мир человека. - Главное для писателя – духовный мир человека.

6. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. - Хищническое истребление лесов привело к образованию оврагов.

7. В конце собрания слово представили академику Лялину.- В конце собрания слово предоставили академику Лялину.

8. Искусство влияет на рост культурности человека.- Искусство влияет на повышение уровня культуры человека.

9. Ученый стоял у источников ракетостроения.- Ученый стоял у истоков ракетостроения.

10. Пушкин подружился с друзьями. - Пушкин нашел друзей.

11. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.- Каждый герой имеет индивидуальные черты.

12. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему порожнюю пустую бочку, утыканную гвоздями. -Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую бочку, утыканную гвоздями.

13. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. -Товарные биржи были в виде акционерных обществ.

14. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. - После дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей

15. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание “Соглашения о национальном согласии”. – Согласно информации, полученной из осведомленных источников, намечено подписание “Соглашения о национальном согласии”.

16. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. - Участники творческой экспедиции рассказали о новых перспективах.

ЗАДАНИЕ 6. Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте в существительных ударения и обозначьте окончания.

ЗАДАНИЕ 7. Объясните характер ошибок в употреблении деепричастий. Отредактируйте высказывания.

1. Распустив хвост и держа в лапах шишку, мы увидели белку. - Распушив хвост и держа в лапах шишку, мы увидели белку.

2. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.- После прочтения пьесы, передо мной встали образы персонажей.

3. Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. – После приезда из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей

4. Оглянувшись назад, ребята были уже далеко. – Когда ребята оглянулись назад, они были уже далеко.

5. Прискакав к дому, отец увидел его уткнувшегося около сарая и горько плача.- Прискакав к дому, отец увидел его уткнувшегося около сарая и горько плачущего.

6. Отправившись на прогулку, с нами произошло приключение. – Когда мы отправились на прогулку, с нами произошло приключение.

7. Изучая маршруты Крыма, мы летом поедем путешес твовать. – Изучив маршруты Крыма, мы летом поедем путешествовать.

8. Оказавшись в темноте, на мальчика подуло ветром. – Когда мальчик оказался в темноте, на него подуло ветром.

9. Приехав в город, было ещё темно. – Когда мы приехали в город, было еще темно.

10. Мальчик бросился на помощь старушке и не обращая внимания на товарища. – Не обращая внимания на товарища, мальчик бросился на помощь старушке.

11. Вернувшись с прогулки, мама встретила дочку ласково. – Когда дочка вернулась с прогулки, мама встретила ее ласково.

ЗАДАНИЕ 8. Найдите ошибки, связанные с неправильным согласованием сказуемого с подлежащим. Отредактируйте тексты.

1. Двадцать один студент института входят в сборную команд города. - Двадцать один студент института входят в сборную команду города.

2. Большинство голосовали против. – Большинство голосовало против.

3. Ряд предложений не были поддержаны. – Ряд предложений не был поддержан.

4. Кто вошли, оплатите проезд. – Кто вошли, оплатите за проезд.

5. Кое-кто из выступающих предложили изменить сроки сдачи объекта. - Один из выступающих предложил изменить сроки сдачи объекта.

6. “Анна Каренина”, как и другие романы Л.Н. Толстого, переведен на десятки языков. - “Анна Каренина”, как и другие романы Л.Н. Толстого, переведены на десятки языков.

7. В президиум был избран ректор и представители факультетов. - В президиум были избраны ректор и представители факультетов.

8. Замок-молния вшита непрочно. - Замок-молния вшит непрочно.

9. Никто из нас не смогли ответить на этот вопрос.- Никто из нас не смог ответить на этот вопрос.

Раздел 2. Деловое общение.

ЗАДАНИЕ 1. Познакомьтесь с отрывком из книги Ли Якокки «Карьера менеджера». Сформулируйте (письменно) свое отношение к позиции автора.

Я согласна, что говорить нужно максимально доходчиво, тогда тебя поймут, ведь деловое общение играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности и определяет их успех.

ЗАДАНИЕ 2. Опишите ситуацию, когда вы испытывали трудности в общении с собеседником. Каковы были причины этих трудностей? Удалось ли их преодолеть? Какими приемами организации беседы пользовались вы и ваш собеседник?

Устроившись впервые на работу, было постоянное чувство дискомфорта, перед собеседником, неуверенность в себе. На тот момент словарный запас был ограничен, и, наблюдая в глазах собеседника осуждение, возникала боязнь выразить свои мысли не правильно, не верно. Преодолевать эти трудности приходилось постепенно: самостоятельно изучать технику общения, пополнять запас профессиональных слов, грамотно излагать свои мысли, уметь себя вести, с уважением относится к собеседнику. Я стараюсь помнить и пользоваться такими правилами общения в работе: общение на равных, без грубости; уважение личного мнения собеседника; отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват; общение на уровне просьб, а не приказов; поиск компромиссных решений; умение ценить решение другого; умение принимать опыт других.

ЗАДАНИЕ 3. Познакомьтесь с основными случаями употребления местоимений ВЫ и ТЫ в общении. Приведите (письменно) примеры правильного и неправильного использования данных местоимений в различных видах общения.

Обращение на «вы» подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку. Это местоимение используется в официальной сфере, при обращении к незнакомым или малознакомым людям, к старшим по возрасту или к лицам, занимающим более высокую ступень в социальной иерархии. «Вы» также используется и при общении с коллегами или с младшими.
Если вы встречаете человека впервые, то обязательно обращаетесь к нему на «вы». «Ты» употребляется в отношении друзей, хороших знакомых, родственников. К детям также обращаются на «ты», однако к человеку, достигшему 18 лет, следует обращаться на «вы».
Четких и строгих норм перехода от «вы» к «ты» не существует.

В качестве общего ориентира следуйте правилам:
· поспешная фамильярность бывает неприятна, поэтому не торопитесь переходить на «ты»;

· в отношениях с мужчиной женщина определяет переход с «вы» на «ты»;
· избегайте переходить на «ты», если вы знаете, что человек, к которому вы обращаетесь, по отношению к вам не может себе позволить такой переход, например, из-за большой разницы в социальном статусе.

Начальственное «тыканье» выглядит грубостью (исключения здесь могут составлять отеческие отношения, но вы должны быть абсолютно уверены, что это не оскорбляет подчиненного).

Если вы хорошо знакомы с человеком и обращаетесь к нему на «ты», не следует пользоваться этим в официальной обстановке, демонстрируя тем самым свои отношения. Например, задавая вопросы или выступая на крупных конференциях, надо обращаться на «вы» к своему коллеге независимо от того, как вы к нему обращаетесь обычно. Этим правилом можно пренебречь в менее официальной обстановке научной дискуссии, когда ее участники друг друга хорошо знают и обращаются на «ты».
Надо быть осторожным при обращении к хорошо знакомому человеку, если вы берете у него интервью, которое будет напечатано или выйдет в эфир. В некоторых случаях обращение на «ты» может выступать в качестве журналистского приема и подчеркивать доверительный характер беседы. Однако в других ситуациях (например, при интервью с государственным деятелем) это выглядит фамильярно и только отталкивает аудиторию.

Молодая березовая роща зеленела за околицей.
Молодая дубрава зеленела за околицей.

2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную.
.
Дети читают стихотворение, стоя порознь.
Дети читаю стихотворение, стоя вряд.
Дети читают стихотворение, стоя вразвалку.

3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина».

В кинотеатрах идет фильм «Возвращение высокого блондина»

4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!».

В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Ложитесь плашмя (пластом), тогда свободнее будет!».

5. Рекорды продолжаются.

Рекорды устанавливаются.
Спортсмены продолжают устанавливать рекорды.

6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках.

Вдруг она заметила: по коридору крадется кот.

7. Большинство времени проходит бесплодно.

Большая часть времени уходит бесследно.
Большая часть времени тратится попусту (уходит впустую).

8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно.

Учитель предложил нам провести контрольную работу устно.

9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки.

В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил шерстку.

10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.

Наблюдается значительное улучшение жизненных условий.
Наблюдается невероятное улучшение жизненных условий.

11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов.

Опыт последних лет убедительно доказывает справедливость этих мрачных прогнозов.

12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам.

Широкие испытания витаминно-биоактивного крема привели к весьма положительным результатам.

13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком.

Незнакомец сел на коня и (неспешно) поехал верхом.
Незнакомец сел на коня и тронулся в путь.

14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации?

Трехлетняя парижанка уже леди. Вот она босая роется в песке, но даже в самом скромном и уже изрядно запачканном платьице выглядит изящно и легко. Кто научил ее грации?

15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах.

От усталости мои ноги подкашивались.

16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан.

Ресторан наполнился веселым гомоном: мелодично (звонко) запели гитарные струны, ударил барабан.

17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта.

В нашем городке (городе) появилось несколько новых предприятий общественного транспорта.

18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду).
.
Стой спокойно и не размахивай руками.
Стой спокойно и не хлопай глазами.

19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка)

Вот как сожму кулаки.

20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

Вчера я взял билет на самолет и прилетел в Москву.
Я вчера купил новый самолет и прилетел на нем в Москву.

2.1.1.1. Прочитайте диалог и скажите, почему говорящие не понимают друг друга.

- Займи мне двести рублей.

- Я не знаю у кого.

- Тебя прошу мне занять !

- Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи у кого ?

2.1.1.2. Найдите предложения, где слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте ошибки.

1. В деле повышения производства мы используем новые альтернативы.

2. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.

3. Он познакомился с плеядой новейших компьютеров.

5. Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала.

6. Учитель изобразил на доске план выполнения работы.

7. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков.

2.1.1.3. Назовите причины возникновения двусмысленности в следующих предложениях. Укажите, в каких случаях двусмысленность может выступать как средство выразительности.

1. Сегодня мы всем классом ходили в Эрмитаж – Ну, и что ты вынес оттуда ?

2. Здоровье и уход день за днем (плакат в поликлинике).

3. Оставьте свои мысли !

4. Эти расчеты по установке генератора мы просмотрели.

5. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.

6. Остаться одному невозможно.

2.1.1.4. Устраните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Спектакль оказал на ребенка большое впечатление.

2. Большое внимание благоустройству города будет оказано в следующем году.

3. Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.

4. Не надо делать напрасных обещаний.

5. Не нужно из этого факта строить проблему.

6. Продукт пользуется авторитетом у покупателей.

7. Фирма традиционно изготавливает ювелирные изделия, но может выполнить и другую продукцию.

8. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к избранному направлению.

2.1.1.5. Устраните ошибки, связанные с нарушением норм стилистической сочетаемости слов.

1. Она соучастница во всех переживаниях своих друзей.

2. У Базарова нет сообщников, он трагически одинок.

3. В деревне воздвигли столовую.

4. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.

5. Метелица быстро пролез в душу пастушонка.

6. Его произведение натолкнуло многих людей вступить в борьбу.

7. На полях животноводческой фермы трудится самая современная техника.

2.1.1.6. Прочитайте отрывок из статьи «Наш город завалят слоганами и брэндами». Какое ироническое определение понятия «брэнд» вы могли бы дать на основе текста ? Попробуйте дать своё (серьёзное или ироническое) толкование следующих иностранных слов: риэлтерские услуги, секвесторская политика, пиар, эмбарго, волонтер, харизма, визави, мораторий.

Главное дело фонда – раскручивание брэнда. А если в городе происходят выборы, то это весьма удачная площадка для раскрутки этого брэнда (при этом используются серьезные ресурсы, напр., мощные «креативные группы») Для тех, кто не интересуется тонкостями рекламного дела, объясняем попросту: раскручивать брэнд – это значит пропихивать на рынок и успешно там продвигать некий товар, пиво там или молоко.

2.1.1.7. Исправьте в предложениях ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. При затруднении обратитесь к словарю паронимов.

1. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Москвы.

2. Общество возросло на миллион человек.

3. В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой приток писем о плохой работе энергетиков.

4. Эффектное управление экономикой имеет огромное значение для стабилизации ситуации в стране.

5. Весь иллюстрированный материал он хранит в специальной папке.

6. Множество фактов: климатические и температурные условия способ обработки, характер освещения – влияют на развитие растений.

В Москву Федор Алексеевич стал наезжать только тогда, когда дети подросли. А до тех пор, с самого того дня, как полковника Семена выслали за злоупотребления, Грибоедовы в столице не жили. Да и сама она, можно сказать, не жила. В конце семнадцатого века Василий Голицын, Матвей Гагарин и Иван Троекуров выстроили было себе роскошные хоромы на средства, нажитые казнокрадством, но после того как Петр I князя Голицына сослал, князя Гагарина казнил, а князь Троекуров сам умер и со всем потомством, в Москве перестали возводить новые здания. С 1703 года здесь и вовсе было запрещено строить каменные сооружения, кроме церковных — все силы государства переключились на Санкт-Петербург. Город разрастался, расползался в разные стороны деревянными домишками, заборами и огородами, посреди них торчали колокольни и стояли окруженные пустошами роскошные монастыри, а публичных зданий не было, и знатные особы города избегали. Мощные стены Китая и Белого города словно в насмешку охраняли большую деревню, лишенную к тому же сельской приятности. Даже императорской семье, в ее редкие приезды, негде было остановиться, а приходилось жить у частных лиц самым неудобным образом. Императрица Екатерина рассказывала с содроганием, как однажды ей пришлось больной лежать в проходной комнате, по которой бесконечно пробегали слуги, потому что коридора в доме не было и все покои связывались между собой и с единственным выходом на улицу.

Но с 1770-х годов Москва вышла из забвения, хотя поневоле. Почти одновременно из Петербурга были удалены впавшие в немилость вельможи братья Орловы, граф Кирилл Григорьевич Разумовский, княгиня Екатерина Дашкова. Жить в поместьях целый год им было скучно, особенно их детям, привыкшим к столичному веселью. Приезд богатейших, хотя опальных особ поразил Москву. Она враз переменилась. Сюда потянулись парикмахеры, модистки, портные, галантерейщики, мечтавшие сделаться поставщиками княжеских дворов. Пооткрывались модные лавки, в свою очередь привлекшие провинциальное барство. В Северной столице деревенским помещикам было неуютно, там жизнь вращалась вокруг двора, и кто не был вхож во дворец, тот чувствовал себя изгоем. Зима в Петербурге обходилась очень дорого, а была совсем неприятна. Страшный ветер, наводнения, нередкие оттепели мешали катаниям в санях, а дороговизна заставляла ютиться в непривычной тесноте за закрытыми окнами, что вредило здоровью.

Не то в Москве. Двор здесь не царил надо всем, каждый жил по своему хотению, по заветам старинного гостеприимства. Меблированных комнат или квартир при трактирах, где пришлось бы жить невесть с кем стена об стену, здесь не существовало. Зато можно было недорого снять этаж или флигель в дворянском доме и вести более или менее общую жизнь с хозяевами. Правда, развлечений особенных пока не было. Дамы с наслаждением посещали лавки. Здесь наконец, после долгого лета, они узнавали новые моды, заказывали новейшего фасона парики в виде башен, украшенных цветами или корабликами, рассматривали образцы только что привезенной кисеи, необыкновенные чепчики и шляпки. У мадам Виль приобретали «шельмовки» — бархатные шубки без рукавов, поражавшие ценой и бессмысленностью. Мадам Кампиони славилась гирляндами и бантиками на башмаки и платья. Юбки тогда достигли наибольших размеров, но ткани подешевели. Серебряные и золотые нити не вплетали больше в саму материю, а делали из них сетки и накидывали поверх бальных туалетов. Так выходило и красивее, и дешевле. Одной сеткой украшались все платья, оттого их можно было нашить гораздо больше. Но надевать их было почти некуда, и мать и дочки Грибоедовы покупали наряды для летнего времяпрепровождения в Хмелитах. Там у них и театр свой был, и балы, и прогулки в саду, и катания в каретах.

А в Москве был только театр у Апраксиных, строился Петровский театр на деньги Воспитательного дома и предприимчивого англичанина Медокса, но он еще не открылся, и даже балов почти не устраивали. В 1783 году положили создать Дворянское собрание, но домом оно пока не обзавелось. Мужчины спасались за картами в Английском клубе, а дамам оставалось только ездить друг к другу с визитами и в церковь. Вечерами собирались где-нибудь поиграть в карты, послушать музыку, молодежь пыталась немного танцевать в тесных комнатах старых домов.

Читайте также: