Проверяет ли налоговая показания спидометра

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 16 июля 2010 г. N ШС-37-3/6848 Об использовании позателей спидометра в целях исчисления налога на прибыль

Из норм пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) следует, что в целях исчисления налога на прибыль в составе расходов учитываются осуществленные налогоплательщиком обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанные с ведением деятельности, направленной на получение дохода.

Формы первичной документации для учета работы автомобильного транспорта утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Установленные указанным документом формы первичных учетных документов по учету работы транспортных средств (N ЭСМ-2 "Путевой лист строительной машины", N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", N 3 спец. "Путевой лист специального автомобиля", N 4-С "Путевой лист грузового автомобиля" и др.) содержат строки для всей информации, необходимой для идентификации перевозки и определения ее параметров, в том числе и показатели спидометра.

Показатели спидометра используются для определения (подтверждения) пробега автомобиля, который по совокупности с данными о потреблении топлива напрямую определяет расчетную величину израсходованного топлива. Стоимость топлива, использованного в отчетном периоде для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 Кодекса учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов.

В случаях, если показания спидометра в конкретном периоде времени не могут достоверно отражать фактический пробег автомобиля (например, в результате выходя спидометра из строя), то данное обстоятельство должно быть задокументировано и соответствующим образом отражено в поле "показания спидометра" соответствующей формы путевого листа. При этом фактический пробег автомобиля может быть подтвержден иными документами, в частности, объективно (результаты измерений) отражающими расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным спидометром. Для признания таких документов первичными для принятия их данных в целях налогового учетах, они должны иметь обязательные реквизиты, установленные статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Факты начала использования приборов после их ремонта так же требуют документирования с отражением начального значения показателя спидометра.

Действительный государственный
советник РФ 2-го класса
С.Н. Шульгин

Письмо Федеральной налоговой службы от 16 июля 2010 г. N ШС-37-3/6848

Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 3 августа 2010 г. N 28

Обзор документа

При налогообложении прибыли признаются обоснованные, документально подтвержденные расходы, связанные с получением доходов.

Чтобы учесть работу автотранспорта, необходимы специальные документы. Речь идет о путевых листах автомобилей. Их формы утверждены Госкомстатом России. Они содержат строки для идентификации перевозки и определения ее параметров. Это касается и показателей спидометра.

Последние используются для того, чтобы установить (подтвердить) пробег автомобиля. Он определяет, сколько топлива израсходовано. Стоимость последнего учитывается при налогообложении прибыли в составе материальных расходов.

В отдельных случаях показания спидометра не могут достоверно отражать пробег автомобиля. Его можно подтвердить иными документами. Например, данными о преодоленном расстоянии с неисправным спидометром. Факт того, что прибор начали использовать после ремонта, также нужно подтвердить.


Налоговые проверки касаются всех предпринимателей и компаний — вне зависимости от масштабов бизнеса и отрасли. Рассказываем, какие налоговые проверки бывают, как проходят для ИП и ООО и может ли компания заранее к ним подготовиться.

Что такое налоговая проверка

В начале 2021 года Тинькофф Бизнес опросил около 7000 предпринимателей. Опрос показал, что за последний год количество проверок бизнеса со стороны госструктур выросло. Проверки могут проводить пожарная инспекция, Роспотребнадзор, санэпидемстанция и другие ведомства. В этой статье речь только про налоговые проверки.

Цель любой налоговой проверки — убедиться, что компания правильно исчислила и вовремя уплатила все налоги и сборы. Задача проверяющих — понять, есть ли у компании задолженность перед государством, пытается ли она снизить налоги незаконным способом.

Виды налоговых проверок

Есть два вида налоговых проверок — камеральная и выездная.

Камеральная проверка — это проверка бизнеса на основании налоговых деклараций. Налоговый инспектор проверяет, верно ли заполнена декларация и рассчитан налог.

Выездная проверка проводится, если налоговая выявила, что компания или ИП подпадает под критерии риска — об них расскажем ниже. Тогда инспектор приезжает в офис, на склад или магазин предпринимателя или компании, проверяет первичную документацию, осматривает помещение, опрашивает сотрудников.

Выездные проверки могут быть комплексными или тематическими. Комплексная проводится по всем налогам и сборам, а тематическая — только по одному, например НДС.

Дальше расскажем подробно про каждую проверку.

Камеральная налоговая проверка

Налоговая проводит камеральную проверку на основании первичных и уточненных деклараций. Такая проверка проходит каждый раз, когда вы сдаете декларацию по любому налогу. Уведомлять о начале камеральной проверки налоговая не обязана, проверка проводится автоматически.

Кто проводит проверку. Налоговая по месту учета предпринимателя или компании. К примеру, если компания работает в Ярославле и подает декларацию в налоговую инспекцию в Ярославле, она и проводит проверку.

Что проверяют. Инспекция проверяет налоговую декларацию: есть ли ошибки в ее заполнении, правильно ли рассчитаны налоги и сборы.

Проведение камеральной налоговой проверки

Как проходит. Предприниматель или компания подает декларацию, начинается камеральная проверка. О начале проверки налоговая не уведомляет. Проверка может длиться до трех месяцев.

Приостановить камеральную проверку нельзя. Если выявят нарушения законодательства, в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговая составляет акт с ее результатами. Следить за ходом камеральной проверки можно в личном кабинете налогоплательщика.

Пример из кабинета налогоплательщика с требованиями по проверке. Требования можно узнать в личном кабинете или по почте

Особенности камеральной проверки. Во время камеральной проверки инспектор может запросить документы, подтверждающие доходы или расходы компании: счета-фактуры, договоры, акты и другие первичные документы — но только в том случае, если он нашел противоречия в декларации или засомневался в ее корректности.

Чаще всего камеральные проверки проходят незаметно для предпринимателя: налоговая проверяет декларацию, убеждается, что все в порядке.

Выездная налоговая проверка

Выездная проверка проводится, если налоговая подозревает предпринимателя или организацию в нарушении налогового законодательства.

Кто проводит выездную проверку. Налоговая по месту учета предпринимателя или компании.

Что проверяют. Инспекторы проверяют первичную документацию компании — договоры, счета, счета-фактуры, регистры бухгалтерского и налогового учета, акты, платежные документы, книги покупок и продаж, накладные, путевые листы. Могут опросить сотрудников и осмотреть помещение, в котором работает компания или предприниматель.

Как проходит. Узнать заранее о выездной налоговой проверке нельзя: по закону налоговая не обязана о ней предупреждать. Единственное исключение — проверки компаний, которые занимаются лотереями и азартными играми. Для них налоговая публикует в общем доступе календарь налоговых проверок.

Налоговая выносит решение о выездной проверке и может прислать его предпринимателю или компании по почте, в личном кабинете системы электронной подачи декларации или на сайте налоговой. Иногда решение могут предъявить по факту, когда налоговая уже приедет в офис. Это законно.

В решении указано основание проверки, ее срок, фамилии проверяющих инспекторов. Если к вам пришли с проверкой, вы можете попросить инспекторов показать удостоверения и свериться с фамилиями в решении — это поможет убедиться, что проверка проходит законно. Менять проверяемые налоги или период проверки, указанные в решении, налоговая не имеет права.

Решение о проведении налоговой проверки оформляют по этому шаблону

Обычно в выездной проверке участвуют два или три инспектора. Иногда по запросу налоговой в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции. Во время выездной проверки у инспекторов больше полномочий, чем во время камеральной:

Предприниматель обязан предоставлять все документы по запросу инспекторов и не препятствовать их работе.

ИП или компания может не пустить инспекторов на территорию компании, если решение о проверке оформлено неправильно: не указано, кого проверяют, не указан перечень налогов и сборов, которые будут проверять, период проверки, нет подписи руководителя или заместителя руководителя налоговой службы.

Если компания или предприниматель отказывается впустить инспекторов, они составят акт. В этом случае налоговая может самостоятельно определить сумму налога к уплате, продлить срок выездной проверки или наложить штраф 10 000 ₽.

После окончания выездной проверки ИП или компания получает решение с результатами проверки. Его отправляют почтой, через личный кабинет или вручают лично. В нем может быть указан размер выявленной недоимки, пени, штрафы.

Особенности выездной проверки. Налоговая не может проводить более двух выездных проверок в течение календарного года. Но в исключительных случаях может провести повторную проверку.

Повторная и встречная налоговые проверки

Налоговые проверки могут быть повторными и встречными.

Повторная выездная налоговая проверка проводится только в трех случаях:

  1. Если вышестоящая налоговая служба сомневается в результатах проверки, которую провела налоговая по месту учета компании или ИП. Например, если в ходе выездной проверки налоговая доначислила меньше налогов, чем нужно.
  2. Если налогоплательщик подал уточненную декларацию во время камеральной проверки и в ней занизил сумму налога.
  3. При реорганизации и ликвидации компании или ИП.

Срок проведения повторной проверки — два месяца, как и при обычной выездной проверке. Повторная камеральная проверка не проводится.

Встречная проверка означает, что налоговая проверяет контрагентов компании.

Контрагентов проверяет налоговая по месту их учета. Предоставить документы нужно в течение пяти рабочих дней. Налоговая штрафует контрагента, если он нарушает срок предоставления документов или не предоставляет их вовсе.

Кто рискует подпасть под выездную проверку

Налоговая составила список того, на что она обращает внимание при назначении выездной налоговой проверки. В нем 12 критериев. Список помогает ИП и компаниям самостоятельно оценить, может ли налоговая приехать в их офис с выездной проверкой:

  1. Налоги компании или ИП ниже, чем в среднем по отрасли
  2. Компания или ИП больше двух лет несет убытки.
  3. Сумма налоговых вычетов слишком большая в сравнении с доходами компании или ИП.
  4. Расходы компании или ИП постоянно растут и превышают прибыль.
  5. Расходы за год практически равны доходам.
  6. Зарплата сотрудников ниже, чем в среднем по отрасли.
  7. Компания или ИП несколько раз приближались к показателям прибыли, которые позволяют перейти на спецрежим с более выгодными налоговыми ставками. Например, компания работает на УСН. По закону она может работать на этом режиме при доходе до 200 млн. В течение нескольких лет уровень доходов компании сохраняется в пределах 195—198 млн. Инспекция может заподозрить компанию в том, что она незаконно скрывает выручку ради сохранения более выгодного налогового режима.
  8. Бизнес работает с контрагентами-перекупщиками или цепочкой посредников. Например, если компания закупает сырье не напрямую у поставщика, а через несколько посредников.
  9. Налоговая запрашивает подтверждающие документы о доходах или расходах, а предприниматель отказывается их предоставить или говорит, что потерял их.
  10. Компания или ИП несколько раз меняли место ведения бизнеса: снимались и вставали на учет в разных налоговых.
  11. Рентабельность бизнеса значительно отклоняется от показателей рентабельности в отрасли.
  12. Бизнес связан с высокими налоговыми рисками. Например, если ИП работает с сомнительными поставщиками или контрагентами: у них нет сайта, упоминаний в СМИ, они не перечисляют налоги в бюджет, зарегистрированы по адресу массовой регистрации, то есть по адресу, где кроме этой компании зарегистрированы еще как минимум четыре.

Проверить контрагента можно в сервисе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

Компания или предприниматель на ОСН может вычислить примерный налог, который считается нормой в отрасли и регионе, через налоговый калькулятор. Там собрана статистика за последние годы, которая поможет предпринимателю сориентироваться в примерных показателях нормы.

Для примера посмотрим отраслевые показатели для малого предприятия по производству одежды в Тульской области.

В калькуляторе собраны отраслевые показатели за 2017, 2018 и 2019 год Обратить внимание нужно на отраслевые показатели рентабельности продаж и среднюю зарплату. Если показатель рентабельности существенно отклоняется от среднеотраслевой, например равен 46%, налоговая может проверить бизнес на возможные нарушения

Если деятельность предпринимателя или организации подпадает под один из критериев — например, у нее слишком высокий показатель рентабельности — это уже повод для налоговой провести выездную проверку.

Как обжаловать решение по итогам проверки

Предприниматель или компания может не согласиться с решением по итогам камеральной или выездной проверки. К примеру, компания уверена, что правильно рассчитала налог, и хочет оспорить решение налоговой о доначислении. Тогда она может подать жалобу в вышестоящую налоговую службу.

Срок подачи — в течение года со дня вынесения решения. Жалобу нужно подать в вышестоящий налоговый орган. Если ИП работает в Саратове и не доволен результатами проверки налоговой инспекции по Саратову, он подает жалобу в Управление ФНС России по Саратовской области.

Как долго длятся налоговые проверки

Налоговый кодекс устанавливает такие сроки:

  • для камеральной проверки — три месяца со дня подачи налоговой декларации;
  • для камеральной проверки по НДС — два месяца со дня подачи налоговой декларации;
  • для выездной проверки — два месяца со дня вынесения решения о выездной проверке.

Налоговая может продлить камеральную проверку только при проверке по НДС — до трех месяцев.

Продлить выездную проверку можно максимум до шести месяцев. Причины — на месте проверки случился пожар или потоп, компания или предприниматель не успевают предоставить инспекторам документы.

Выездную проверку могут приостановить на срок до шести месяцев. Например, если налоговая хочет провести экспертизу документов, запросить сведения из налоговой другого региона или страны, перевести документы с иностранного языка на русский. По закону приостанавливать проверку можно столько раз, сколько потребуется, чтобы собрать всю информацию. На время приостановления инспекторы обязаны выехать из офиса, склада или магазина компании.

Как подготовиться к выездной проверке

Чтобы выездная проверка прошла быстро и без неприятных последствий, нужно делать следующее:

Заранее подготовиться к проверке получается не всегда. Чтобы проверить, есть ли в компании проблемы с документацией, можно заказать налоговый аудит. Аудиторы и налоговые юристы помогут оценить, может ли бизнес подпасть под выездную проверку, и расскажут, как избежать нарушений и штрафа.

Возможные последствия проверки

Если налоговая находит нарушения по итогам проверки, предпринимателя могут привлечь к трем видам ответственности:

  • налоговой;
  • административной;
  • уголовной.

Налоговая ответственность. Если компания или ИП не платит налоги вовремя и в полном объеме, это считается налоговым правонарушением. В этом случае предусмотрены штрафы.

Обычно штраф составляет от 20 до 40% от суммы неуплаченных налогов. Если не заплатить недоимку, пени и штрафы добровольно, налоговая выставляет инкассовое поручение на расчетный счет. Тогда банк станет автоматически списывать все поступающие деньги в счет погашения недоимки, пени, штрафа, пока он не будет выплачен.

Если денег на счете не хватит, налоговая может взыскать недоимку с имущества компании или ИП, которые они используют в предпринимательских целях, через службу судебных приставов. Например, наличные деньги, деньги и драгоценные металлы в банках, машину или офис.

Если на расчетном счете компании нет денег на уплату налогов, штрафов и пеней, налоговая может привлечь к субсидиарной ответственности: взыскать деньги с учредителя, директора или главного бухгалтера.

Административная ответственность. Наступает при нарушении сроков подачи декларации, непредставлении сведений, ошибках в заполнении бухгалтерской отчетности. В этом случае предусмотрен штраф от 300 до 20 000 ₽.

Уголовная ответственность. Компанию или ИП могут привлечь к уголовной ответственности только в одном случае — при налоговой задолженности от 15 млн рублей для компании и от 2,7 млн рублей для ИП. Задолженность считается за период в течение трех лет.

Варианты наказания зависят от тяжести нарушения. Это может быть:

  • штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • штраф в размере заработной платы за период от одного до двух лет;
  • принудительные работы до двух лет;
  • арест до шести месяцев;
  • лишение свободы: до двух лет — для должностного лица компании, сроком до одного года — для ИП.

Компания или ИП могут избежать уголовной ответственности, если совершили налоговое преступление впервые и полностью уплатили задолженность, пени и штрафы до того, как будет назначено заседание суда.

Обычно за ведение первичной документации и расчет налогов отвечает бухгалтер. Но по закону ответственность за организацию и ведение бухучета лежит на директоре. Если в документации будут ошибки, в первую очередь налоговая предъявит претензии директору или предпринимателю. Чтобы снизить риски в работе с первичной документацией, нанимайте бухгалтера с опытом проверки и подготовки документов к налоговым проверкам.

Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф

Если вы не хотите разбираться с налогами и отчетностью самостоятельно, можете подключить бухгалтерское обслуживание:

Дата публикации 25.05.2015

В бюджетном учреждении при проверке показания спидометра на автомобиле и показания путевого листа не совпадают. Спидометр находится в рабочем состоянии. Показания на конец рабочего дня по спидометру 4301, а по данным путевого листа на конец рабочего дня – 5006. По этим данным уже видно, что водитель неверно списывает бензин. Что нужно сделать, чтобы данные были одинаковы, и какими документами это отразить?

Действующим законодательством этот вопрос не регламентирован. Можно предложить следующий порядок документального оформления:

    • Распоряжение руководителя о сверке показаний датчика пробега автомобиля с данными путевых листов (назначить дату, состав комиссии).
    • Акт снятия фактических показаний датчика пробега автомобиля (подписи членов комиссии и водителя). Этот Акт (или его копию) можно приложить к путевым листам, а очередной путевой лист начать не с данных прошлого листа, а с фактических данных по результатам Акта.
    • Объяснительная записка от водителя.
    • Докладная записка на имя руководителя.

    Поскольку в путевом листе указано завышенное показание пробега, можно сделать вывод об излишнем списании моторного топлива. Следовательно, в докладной записке на имя руководителя следует указать также расчетное количество излишне списанного топлива и расчетную сумму ущерба, причиненного учреждению.

    В соответствии со ст. 247 Трудового кодекса РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

    Если руководитель примет решение взыскать с водителя сумму причиненного ущерба:

    Дебет счета 2.20974.560 – Кредит счета 2.40110.172 – начисление задолженности по возмещению ущерба имуществу

    И в дальнейшем сотрудник должен возместить ущерб любым согласованным с руководителем способом: наличными в кассу, удержанием из зарплаты, в натуральном виде (заправив автомобиль за свои деньги).

    Если руководитель примет решение простить водителя, на бухгалтере не будет никакой вины, потому что бухгалтер руководителя уведомил (для этого следует сохранить все документы, в том числе докладную записку с расчетами – копии или оригиналы – в бухгалтерских архивах).

    Не пропускайте последние новости - подпишитесь
    на бесплатную рассылку сайта:

    Ошибки в оформлении путевых листов фото

    Компании, которые используют автотранспорт в служебных целях, должны учитывать траты на приобретение ГСМ в составе налоговой базы по налогу на прибыль, уплаченным контрагентам НДС в составе налоговых вычетов. Если путевые листы не соответствуют требованиям, то компанию ждут доначисления налога на прибыль.

    Публикация актуальна специалистам, проходящих обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

    Путевой лист, как первичный документ учета, обязаны вести все компании не зависимо от формы собственности, использующие в своей коммерческой деятельности автомобильный транспорт. Оформление и учет путевых листов является способом отслеживания за движением служебного транспорта, фиксации расходов на ГСМ, определения амортизации автомобиля, методом расчета зарплаты водителям.

    Как правильно заполнять путевые листы?

    Обязанность оформлять путевые листы на любой наземный транспорт, оказывающий населению услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов установлена «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.07. Позже Верховный суд РФ в своем Определении №302-КГ14-529 от 01.09.14 расширил перечень лиц, обязанных заполнять и вести учет путевых листов. Требованию об оформлении «путевок» должны следовать все коммерческие и некоммерческие юридические лица, выполняющие перевозки для нужд компании и своих сотрудников.

    Компании, основной деятельностью которых является эксплуатация средств автомобильного транспорта, должны заполнять путевые листы утвержденной формы. Остальные предприятия имеют право разработать и утвердить в учетной политике свою форму, при включении в нее всех необходимых реквизитов.

    Путевой лист с ошибками может обойтись штрафом и доначислениями

    Компании, использующие автотранспорт в служебных целях, траты на приобретение ГСМ учитывают в составе налоговой базы по налогу на прибыль, уплаченным контрагентам НДС в составе налоговых вычетов. В таких случаях, как показывает судебная практика (дело №А40-76951/2017), все документы первичного учета должны отвечать установленным требованиям и содержать необходимую информацию для обоснования произведенных расходов.

    Ошибки в оформлении путевых листов - основание для доначисления налогов

    Так, одно из столичных акционерных обществ в период 2013-2015 гг. учитывало в расходах и заявляла вычеты со стоимости ГСМ. В ходе выездной проверки налоговых органов было установлено, что компания указывала в «путевках» недостоверную или неполную информацию:

    • Отсутствовали точные сведения о маршруте передвижения автомобиля. Общие формулировки «по городу», «по городу и области» не раскрывали содержания хозяйственной информации.
    • Не заполнены или заполнены некорректно такие обязательные реквизиты «путевки», как «движение горючего»: марка, литраж выданного ГСМ, остаток топлива при выезде и по возвращению, расход по норме, фактические показатели расхода.
    • В отдельных «путевках» не заполнен реквизит «Работа водителя и автомобиля»: время отбытия из гаража и время возвращения в гараж.

    В ходе проверки налогового органа были выявлены расхождения в показаниях спидометров, установлен факт одновременного нахождения водителя в нескольких рейсах.

    По результатам проведенных мероприятий ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф. Позицию налоговой о неправомерности внесения акционерным обществом в состав расходов затраты на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль и завышения налоговых вычетов НДС по операциям приобретения топлива признали суды всех инстанций.

    Строкова Е. В.

    Основные нормативные акты по использованию автотранспорта:

      «О безопасности дорожного движения» — устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ; «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» — регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

    Запрещается перевозить пассажиров и багаж, грузы автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ч. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).

    Минтранс России издал Приказы от 18.09.2008 № 152 и от 11.09.2020 № 368, которыми для разных периодов времени (до и с 01.01.2021 года) утверждал обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения:

    • в приказах четко сказано, что их обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие транспортное средство. То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет. Приказы фактически расширили круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта.
    • эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

    Путевой лист для подтверждения расходов

    Вопрос 2. Нужен ли арендатору автомобиля без экипажа путевой лист для подтверждения расходов по налогу на прибыль?

    По гражданскому законодательству транспортное средство можно арендовать без экипажа
    (ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ).

    По договору аренды без экипажа:

    • арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации;
    • арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ.

    Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354). При аренде его заполняют как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе:

    • его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 и подп. 1 п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368).

    Срок действия путевого листа

    Вопрос 3. Можно ли оформлять путевые листы на срок более одного дня?

    Вопрос о возможности оформления путевого листа на срок более одного дня начал возникать с 1 марта 2019 года, когда вступили в силу изменения в Приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152:

    • оформлять путевой лист разрешили на рабочий день либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.
    • Минтранс в Письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ указал, что срок действия путевого листа не регламентирован, а п. 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого можно использовать путевой лист.

    Если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

    Путевой лист можно оформить на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе обязательные реквизиты:

    • показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
    • дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
    • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
    • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

    С 1 января 2021 года такой вопрос уже не должен возникать. Поскольку новым Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368 предусмотрено оформление путевого листа (п. 2 и п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368):

    • на один день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня) в пределах одного дня. В этом случае указывается дата (число, месяц, год);
    • на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня), либо на срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день. И тогда указываются даты (число, месяц, год) начала и окончания рейса.

    Формы Госкомстата после 1 января 2020 года берите только за основу

    Вопрос 4. Если компания оформляет путевые листы по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, можно ли отметку о проведении предрейсового контроля технического состояния автомобиля в таких листах проставлять дополнительно?

    В Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств:

    • например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен» за подписью механика (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

    Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов:

    • до 01.01.2021 года контролера с текстом: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п. 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152);
    • с 01.01.2021 года ответственного должностного лица с текстом: «Выпуск на линию разрешен» (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368).

    Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований.

    Унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами.

    Компания вправе составить путевые листы в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 или от 11.09.2020 № 368 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

    • Скачайте бесплатно в разделе «Шпаргалка» в конце статьи пример оформления самостоятельно разработанного путевого листа для грузовиков на основе формы № 4-П и с учетом обязательных реквизитов Минтранса (утв. Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368).

    В конце статьи есть шпаргалка

    Предрейсовые медосмотры для неводителей

    Вопрос 5. Если генеральный директор управляет служебным автомобилем во время поездок к контрагентам, обязан ли он проходить предрейсовый медосмотр?

    Безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

    Есть разные мнения:

    • обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств (абз. 3 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»);
    • по мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление от 19.12.2016 № 18-АД16-173).
    • противоположные мнения судов: предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

    Про учет расходов на ГСМ

    Вопрос 6. При выездной проверке организации налоговые инспекторы признали необоснованными расходы на ГСМ в связи с отсутствием в путевом листе конкретного маршрута автомобиля. Могут ли путевые листы без указания маршрута подтверждать расходы на приобретение ГСМ в целях исчисления налога на прибыль?

    Лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля. Это снизит риск, что при проверке налоговая исключит затраты на ГСМ из состава налоговых расходов.

    • Приказы Минтранса России от 18.09.2008 № 152 и от 11.09.2020 № 368 не относят к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства. Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).
    • Судебная практика по вопросу противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

    Про нормы расхода топлива

    Вопрос 7. Обязательны ли нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, для принятия расходов по ГСМ при налогообложении?

    Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий. Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта исключили упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

    Вывод: организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорил Минфин и признавал право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

    Организации могут использовать Минтрансовские и собственные нормы расхода ГСМ — выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике компании.

    Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

    • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
    • данных технической документации автотранспорта;
    • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
    • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

    Способ, как заполнять путевые листы

    Вопрос 8. Путевые листы можно заполнять на компьютере или только от руки?

    Способ заполнения путевых листов Приказами Минтранса России от 18.09.2008 № 152 и от 11.09.2020 № 368 не установлен. Из этих документов следует:

    • даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов;
    • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств или ответственное за это должностное лицо, проводившие соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

    Все отметки медика и технического контролера или ответственного за технический контроль должностного лица могут быть сделаны только от руки.

    Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказов, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

    Путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который можно составить не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом:

    Читайте также: