Какой газ накапливался в пробирке которая находилась на свету

Опубликовано: 16.05.2024

Оборудование: лабораторный штатив, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, кристаллизатор с водой, вата, стеклянная пластинка.

Реактивы: кристаллический калий перманганат, древесный уголь.

Получение кислорода нагреванием калий перманганата.

Сбор прибора. Прибор для получения газа состоит из пробирки и газоотводной трубки. Соберите прибор. Для этого плотно закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, как бы вкручивая ее.

Проверьте прибор на герметичность. В невысокую посуду налейте воды на половину ее объема. Конец газоотводной трубки опустите в воду и согрейте пробирку рукой. Если соединение пробирки, пробки и газоотводной трубки герметично, то за несколько секунд из трубки появятся пузырьки воздуха.

Насыпьте в пробирку кристаллический порошок калий перманганата слоем в 1,5-2 см. Положите в верхнюю часть пробирки рыхлый комочек ваты для того, чтобы твердое вещества во время опыта, распыляясь, не летело вместе с кислородом. Вата не должна соприкасаться со всей массой калий перманганата, иначе при нагревании она вспыхнет. Закройте пробирку пробкой с согнутой на конце газоотводной трубкой и закрепите ее в штативе с помощью лапки. В кристаллизатор, наполовину заполненный водой, переверните пробирку с водой накрытую стеклянной пластинкой, согнутый конец газоотводной трубки подведите под пробирку и нагрейте пробирку с калий перманганатом. Когда пробирка заполнится кислородом, закройте ее и достаньте с воды. Конец газоотводной трубки вынимайте с воды, не прекращая нагревание.

Горение углерода в кислороде.

Возьмите пинцетом кусочек древесного угля и раскалите его в пламени. Потом быстро внесите уголек в стакан с кислородом.

Наблюдайте горение уголька ярким пламенем.

Опыт 2. Состав воздуха

Оборудование: стеклянный колокол, кристаллизатор, крышка от тигля или фарфоровая чашка, пробка, пробка со стеклянной трубкой, химический стакан, лучинка, стеклянная палочка, газоотводная трубка.

Реактивы: вода, фосфор, известковая вода.

Стеклянный колокол размечают на шесть равных по объему частей. Делают это следующим образом: колокол закрывают резиновой пробкой и наполняют водой, объем которой измеряют переливанием ее в мерный цилиндр. Далее рассчитывают число миллилитров, равное 1/6 объема колокола. Например, объем колокола равен 2,4 л, значит, 1/6 его объема равна: 2,4л:6 = 0,4 л. Теперь в колокол наливают найденное количество миллилитров воды, делая каждый раз пометку ее уровня при помощи воскового карандаша или наклеиванием цветных полосок бумаги, которые покрывают парафином. Подготовленный стеклянный колокол ставят в большой кристаллизатор, открывают резиновую пробку и приливают в кристаллизатор воды до первого деления. Колокол вынимают из воды и на ее поверхность опускают большую корковую пробку, на которую кладут крышку от тигля или фарфоровую чашечку с небольшим количеством фосфора. Фосфора надо брать столько, чтобы он соединился с кислородом, находящимся в объеме колокола, примерно 0,25 г на 1 л объема колокола. При очень большом количестве фосфора сразу выделяется слишком много теплоты; воздух сильно расширяется и часть его пробулькивает через воду. Для поджигания фосфора сильно накаляют конец стеклянной палочки, которым дотрагиваются до фосфора. Горло колокола быстро закрывают резиновой пробкой (закрыть плотно, чтобы не проходил воздух!). Колокол постепенно наполняется белым дымом – фосфор(V) оксидом, который затем растворяется в воде. Минут через 10 – 15, когда рассеется белый дым и охладятся газы под колоколом, вода поднимется примерно на 1/5 объема колокола.

Для исследования оставшихся газов в чашку наливают воды до ее уровня под колоколом, что необходимо для предотвращения затягивания при открывании пробки в сосуд окружающего воздуха. Далее на короткое время пробку вынимают, а содержимое исследуют горящей лучинкой, которая в нем гаснет. Для доказательства того, что оставшийся газ – азот, быстрым движением пробка заменяется другой со вставленной в нее газоотводной трубкой, конец которой опускают в стакан с небольшим количеством известковой воды. При подливании воды в кристаллизатор газы, находящиеся под колоколом, пробулькивают через известковую воду, но никакого помутнения не наблюдается.

Опыт 3. Получение водорода. Горение водорода.

Оборудование: пробирки, горелка, предметное стекло, тигельные щипцы.

Реактивы: разбавленная сульфатная или хлоридная кислота, цинк.

В пробирку на ¼ ее объема наливают разбавленную кислоту и кладут 3-4 кусочка цинка. Подождав до вытеснения из нее воздуха, получающийся водород поджигают. В оставшейся после реакции жидкости доказывают присутствие растворенного цинк сульфата или хлорида, что делают путем выпаривания капель раствора на стеклянной пластинке.

При получении большого количества водорода для изучения его свойств применяют приборы, например, аппарат Киппа.

Испытание водорода на чистоту.

Перед поджиганием водорода у конца газоотводной трубки прибора, из которого его получают, или перед сбором его в цилиндр для демонстрации горения необходимо предварительно убедиться в его чистоте. В противном случае при проведении опыта может произойти сильный взрыв.

Для испытания водорода на чистоту им наполняют пробирку путем вытеснения воздуха (держать вертикально вверх дном), которую вдали от прибора подносят к пламени горелки. Если слышится резкий взрыв, то это означает, что водород смешан с воздухом. В этом случае нельзя поджигать водород непосредственно у прибора, так как может произойти сильный взрыв.

Необходимо повторно испытать водород на чистоту.

Получают и поджигают проверенный на чистоту водород, пламя направляют внутрь стакана. Наблюдают запотевание стенок стакана.

Опыт 4. Получение карбон (IV)оксида в лаборатории и изучение его свойств.

Оборудование: аппарат Киппа, пробирка, лучинка, химические стаканы, индикаторная бумага, два химических стакана, свечка.

Реактивы: мрамор, раствор хлоридной кислоты, вода, лакмус.

В аппарат Киппа кладут мрамор и наливают раствор хлоридной кислоты (1: 1). Собирают газ в пробирку или колбу, стоящую вниз дном.

В пробирку с собранным карбон (IV) оксидом вносят горящую лучинку - она затухает.

Взаимодействие карбон (IV) оксида с водой.

Описание порядка выполнения опыта:

- в стакан наливают воду;

- при помощи универсального индикатора определяют рН раствора, водородный показатель для дистиллированной воды равен 6;

- пропускают через воду поток углекислого газа;

- повторно при помощи универсального индикатора определяют рН раствора. Цвет индикатора изменился, рН равен 4;

- при растворении карбон (IV) оксида в воде образуется карбонатная кислота:

- при диссоциации угольной кислоты образуются ионы гидрогена, которые придают раствору кислую среду:

Переливание карбон (IV) оксида из стакана в стакан.

На одном большом химическом стакане восковым карандашом ставят цифру 1, на другом – 2. Стакан 1 заполняют карбон (IV) оксидом путем вытеснения воздуха. Из стакана 1, словно жидкость, переливают карбон (IV) оксид в стакан 2. Затем с помощью горящей лучины убеждаются в том, что карбон (IV) оксид находится в стакане 2.

Опыт 5. Получение гидроген хлорида и изучение его свойств.

Оборудование: колба Вюрца, газоотводная трубка, стакан, капельная воронка, штатив, газовая горелка, толстостенная склянка.

Получение гидроген хлорида.

Для получения гидроген хлорида необходимо собрать прибор, который состоит из колбы Вюрца, закрепленной в лапке штатива, которую закрывают капельной воронкой. В колбу насыпают 15-20 г натрий хлорида. Из капельной воронки приливают концентрированную сульфатную кис­лоту. Реакция начинается без нагревания. Для ускорения ее колбу подогревают. Нужно следить за тем, чтобы масса реагирующих веществ несильно пенилась, иначе она будет переброшена в при­емник для собирания газов. Гидроген хлорид, как газ более тяжелый, чем воздух, собирают в сосуд, расположенный отверстием вверх. Газоотводную трубку опускают до дна сосуда. Выделение белого тумана у выхода сосуда показывает, что он заполнился гидроген хлоридом. Когда необходимый для опыта сосуд заполнится гидроген хлоридом, то следует прекратить нагревание колбы, а конец газоотводной трубки опустить в колбу с водой, чтобы поглощать выделяющийся газ. Газоотводную трубку не следует опускать в воду, ее держат близко над поверхностью воды, иначе в случае прекращения выделе­ния гидроген хлорида вода может быть переброшена в колбу.

Свойства гидроген хлорида.

б) После выяснения сущности процесса растворения гидроген хлорида учащимся может быть продемонстрирован опыт «фонтан». Для этого большую толстостенную склянку заполняют гидроген хлоридом и закрывают хорошо подобранной резиновой проб­кой с газоотводной трубкой, которую опускают в сосуд с водой, под­крашенной раствором синего лакмуса. Конец трубки закрывают под водой указательным пальцем и, не отнимая палец, опрокидывают склянку дном вниз. Встряхивают ее несколько раз так, чтобы нес­колько капель воды из газоотводной трубки попали в склянку (паль­цем все время плотно прижимать отверстие трубки!). Теперь снова опрокидывают склянку вверх дном и газоотводную трубку опускают в сосуд с водой, подкрашенной синим лакмусом. Под водой отнимают палец от газоотводной трубки. Вследствие того что в каплях воды, попавших в склянку из газоотводной трубки, растворится много гидроген хлорида, то в склянке создается разреже­ние и жидкость под атмосферным давлением образует фонтан в колбе. Раствор становится красным. Опыт можно проводить не только в склянке, но и в круглодонной толстостенной колбе. Для опыта нельзя брать тонкостенную посуду, так как она может быть раздавлена атмосферным давле­нием.

Опыт 6. Получение аммиака в лаборатории. Растворение аммиака в воде.

Оборудование: плоскодонная колба, круглодонная колба, пробирки, пробки с газоотводными трубками, кристаллизатор, пробки, горелка, зажим Мора, лабораторный штатив, фарфоровая чашка.

Реактивы: нашатырный спирт, аммоний хлорид, кальций гидроксид, фенолфталеин, вода.

Вариант 1. Получение аммиака нагреванием нашатырного спирта.

В колбе нагревают нашатырный спирт, он разлагается на аммиак и воду. В пробку колбы вставляют довольно длинную трубку, которая служит не только для выхода аммиака, но и для конденсации образующихся водяных паров. Аммиак собирают в опрокинутый вверх дном цилиндр или колбу.

Аммоний хлорид и кальций гидроксид приблизительно в одинаковых объемах перемешайте в фарфоровой чашке. Полученную смесь высыпьте в сухую пробирку (приблизительно 1/3 пробирки), закройте ее пробкой с газоотводной трубкой и закрепите в лапке штатива так, чтобы дно пробирки было немного выше отверстия. На газоотводную трубку прибора наденьте сухую пробирку, перевернутую вверх дном.

Пробирку со смесью нагрейте сначала всю, а потом в том месте, где находится смесь. Когда пробирка, надетая на газоотводную трубку, наполнится газом (его запах будет слышно в воздухе возле прибора), медленно снимите ее, не переворачивая, закройте отверстие пробкой и сохраните для следующего опыта.

Растворение аммиака в воде.

Пробирку с аммиаком, полученным в предыдущем опыте, опустите отверстием вниз в кристаллизатор с водой. Откройте пробку под водой. Вода поднимется в пробирку. Когда перестанет подниматься, закройте пробирку под водой пробкой и выньте из кристаллизатора. К полученному раствору добавьте несколько капель фенолфталеина.

Вариант 2. Аммиачный «фонтан».

Аммиаком заполните круглодонную колбу. Плотно закройте ее пробкой с газоотводной трубкой, пережатой зажимом Мора. После этого колбу разместите над кристаллизатором с водой, в которую предварительно добавьте несколько капель фенолфталеина. Конец газоотводной трубки погрузите в воду и снимите с нее зажим. Вода в виде «фонтана» поднимется в колбу.

Опыт 7. Взаимодействие аммоний гидроксида с хлоридной кислотой. Дым без огня.

Оборудование: Химические стаканы, пипетки

Реактивы: концентрированный раствор аммиака, концентрированная хлоридная кислота.

В один химический стакан нальем несколько капель концентрированного раствора аммиака, а во второй – несколько капель концентрированной хлоридной кислоты. Стаканы поднесем друг к другу. При этом появляется белый дым – образуются кристаллики аммоний хлорида:

Оборудование: колбы, горелки, цилиндры, лучинки, кристаллизатор с водой, пробка с капельной воронкой, стеклянная пластинка.

Реактивы: натрий сульфит, концентрированная сульфатная кислота.

Получение сульфур (IV) оксида.

Для опыта собирают такой же прибор, как и для получения, гидроген хлорида (см. опыт 2).

Растворение SО2 в воде.

наверняка всем верующим знакома притча о тайной вечере, по мотивам которой создал свою знаменитейшую фреску леонардо да винчи.

il cenacolo» или l’ultima cenа — так звучит на итальянском название фрески.

находится она в миланском монастыре санта-мария-делле-грацие принадлежавшем некогда монахам-доминиканцам. фреска украшает заднюю часть монастырской трапезной. в 15 веке было общепринятым явлением расписывать стены столовых помещений в монастырях и обителях сценами из жизни христа. примечательным фактом, что напротив «тайной вечери» находится другая фреска, принадлежавшая руке неизвестного автора, но исследования показали, что и там великий загадочный итальянец приложил свою кисть.

фреску да винчи предположительно писал с 1495 по 1498 годы. год завершения не , поскольку сохранившихся архивов в монастыре ничтожно мало, и последней датой там выставлен 1497 год. ее заказал мастеру его начальник, герцог лодовико сфорца по желанию своей беатриче д’эсте. гербы герцога можно увидеть на люнетах, расположенных над фреской. они выполнены в виде трехаркадного потолка.

ческая культура – одно из средств укрепления здоровья, все стороннего развития, подготовки к труду и защите родины. средствами ф. к. являются , спорт туризм, методы закаливания организма.

правительство всемерно поощряю развитие ф. к. и спорта среди населения страны, способствуют внедрению их в повседневный быт.

воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, крепкого молодого поколения с гармоническим развитием и духовных сил. это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и культуры, в том числе в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.

физкультурное движение должно носить подлинно общенародный характер, базировался на научно-обоснованной системы воспитания, последовательно охватывающей всей группы населения, начиная с детского возраста.

занятие и спортом укрепляют здоровье детей, способствуют их правильному развитию. установлено, что большие умственные нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими нагрузками, крайне неблагоприятным влиянием окружающей среды, инфекциям. научные наблюдения показывают, что люди, регулярно занимающиеся с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют, продуктивнее трудятся, дольше живут.

занятия культурой и спортом приобретают особенно большое значение в период научно-технической революции, когда мышечная деятельность все больше вытесняется применением техники. культура развитие патологических и предпатологических изменений, в развитии которых в той или иной степени играет роль недостаточная двигательная активность.

применение средств культуры с лечебной целью в больницах, санитарно-курортных учреждениях при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, после хирургических операций и др. повышает эффективность комплексного лечения, способствует различных осложнений, ускоряет сроки выздоровления и восстановления трудоспособности, является одним из компонентов реабилитации больных.

2. влияние вредных привычек на здоровье человека

одним из главных проблем xxi века во всем мире стали: табакокурение, алкоголизм и наркомания. во многих странах законы по борьбе с этим негативным явлением.

социально обусловленные и психологические причины этих явлений.

под психологическими причинами понимается совокупность мотивов, отдельные личности к употреблению спиртного, табака, наркотиков. трудности приспособление к внешней среде, конфликты с окружающим, неудовлетворенность одиночества, робость и т. д. вызывают психологическое состояния дискомфорта. связи с этим человек старается выйти из этого состояния с табакокурения, алкоголя и наркотиков. это вызывает ложное чувство решимости всех проблем. действия этих средств быстро проходят и вместе с этим возвращаются все проблемы.

распространение этих явлений среди молодежи способствует так же ложное мнение о тонизирующем действием алкоголя, бытующие представление, что потребление спиртных напитков – показатель зрелости, самостоятельности, силы и мужества, но это не так.

лечебная физкультура широко используется в системе комплексного лечения в больницах, поликлиниках, санаториях. она является ведущим методом медицинской реабилитации - восстановительного лечения. правильное применение лечебной физкультуры способствует ускорению выздоровления, восстановлению нарушенной трудоспособности и возращению больных активных трудовой деятельности.

основным средством лечебной физкультуры является – мышечные движения, являющиеся мощным биологическим стимулятором жизненных функций человека. лечебная физкультура использует весь арсенал средств, накопленный физкультурой. с лечебной целью применяют , специально подобранные и методически разработанные. предназначение врач учитывает особенности заболевания, характер и степень изменений системах и органов, стадию болезненного процесса, сведенья о параллельно проводимом лечении, и т. д. в основе лечебного действия лежит строго дозированная тренировка, под которой применительно к больным и ослабленным людям следует понимать целенаправленный процесс восстановления и совершенствования нарушенных функций целостного организма и отдельных его систем и органов. различают общую тренировка, последующую цель общего оздоровления и укрепления организма, и специальную тренировка направленную на устранение нарушенных функций определенных системах и органах.

в результате систематического применения развивается функциональная адаптация организма к постепенным возрастающим нагрузкам и коррекция (выравнивание) возн6икающих в процессе заболеваний нарушений.

2) описание способа, например: снять пробирку с воронки, поднести к ней тлеющую лучину или свечу; так как кислород поддерживает горение, лучина или свеча ярко загорится.

Объяснение:

Для того, чтобы выявить имеет ли жесткошерстная особь в генотипе аллель мягкошёрстности, её нужно скрестить с мягкошёрстной особью.

Допустим, что жесткошерстная собака является гетерозиготной Aa (т.е. имеет в генотипе аллель мягкошертности), то при скрещивании её с мягкошёостной (aa), мы получаем расщепление в потомстве 1:1

A a

a Aa aa

a Aa aa

Как известно, легочная система птиц уникальна тем, что вдыхаемый ими воздух проходит через легкие дважды за один цикл, повышая эффективность их работы. То есть при вдохе воздух идет сквозь легкие в специальные воздушные мешки, а при выдохе — выдавливается из воздушных мешков и уходит наружу, опять же сквозь легкие. Кроме того, особенности строения легочной системы привели и к образованию полостей в костях птиц.

Дыхательная система птиц, если не самая совершенная, то самая сложная среди позвоночных.В дыхательных путях мертвый объем ограничивается только трахеей, а воздух движется через легкие только в одном направлении, при чем полный цикл воздух совершает за две пары дыхательных движений (вдох-выдох-вдох-выдох), так называемое двойное дыхание.Дыхательные пути птиц начинаются с ноздрей, продолжаются в носовую полость и верхнюю гортань, за гортанью следует трахея, длина и количество хрящевых колец в которой у разных птиц сильно варьируют, затем в месте разветвления трахеи на два бронха находится нижняя гортань птиц (сиринкс), которая является основным голосовым аппаратом птиц. Бронхи, войдя в легкое, отдают вторичные бронхи, частично выходящие за пределы легкого и образующие воздушные мешки, располагающиеся в различных частях тела птицы. Вторичные бронхи сообщаются между собой многочисленными парабронхами, оплетенными сетью кровеносных капилляров. А в полете, когда усиливается мышечная работа, а значит и теплопродукция, учащается и работа сердца и усиливается внешнее дыхание, усиление дыхания будет способствовать интенсивной теплоотдаче. Они же могут являться и термоизоляторами, предотвращая теплообмен между тканями, которые они разделяют, в частности это внутренние органы и покровные ткани.
Существует пять пар воздушных мешков и один непарный. Их так же разделяют на передние и задние. Передние: шейные, межключичные и переднегрудные, задние: заднегрудные, брюшные и межключичный (непарный). Задние мешки больше передних.Воздушные мешки - единственная эффективная система охлаждения птиц. Находясь в самых "горячих местах", между и вокруг работающих мышц, в брюшной полости и т.д., воздушные мешки наполняются воздухом, имеющим температуру окружающей среды (а учитывая высокую температуру у птиц, которая у разных видов колеблется от 38> до 43,5C , температура среды в большинстве случаев будет ниже), при этом происходит испарение жидкости со стенок мешков, что способствует охлаждению их стенок, таким образом осуществляя охлаждение тела.

Оборудование: лабораторный штатив, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, кристаллизатор с водой, вата, стеклянная пластинка.

Реактивы: кристаллический калий перманганат, древесный уголь.

Получение кислорода нагреванием калий перманганата.

Сбор прибора. Прибор для получения газа состоит из пробирки и газоотводной трубки. Соберите прибор. Для этого плотно закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, как бы вкручивая ее.

Проверьте прибор на герметичность. В невысокую посуду налейте воды на половину ее объема. Конец газоотводной трубки опустите в воду и согрейте пробирку рукой. Если соединение пробирки, пробки и газоотводной трубки герметично, то за несколько секунд из трубки появятся пузырьки воздуха.

Насыпьте в пробирку кристаллический порошок калий перманганата слоем в 1,5-2 см. Положите в верхнюю часть пробирки рыхлый комочек ваты для того, чтобы твердое вещества во время опыта, распыляясь, не летело вместе с кислородом. Вата не должна соприкасаться со всей массой калий перманганата, иначе при нагревании она вспыхнет. Закройте пробирку пробкой с согнутой на конце газоотводной трубкой и закрепите ее в штативе с помощью лапки. В кристаллизатор, наполовину заполненный водой, переверните пробирку с водой накрытую стеклянной пластинкой, согнутый конец газоотводной трубки подведите под пробирку и нагрейте пробирку с калий перманганатом. Когда пробирка заполнится кислородом, закройте ее и достаньте с воды. Конец газоотводной трубки вынимайте с воды, не прекращая нагревание.

Горение углерода в кислороде.

Возьмите пинцетом кусочек древесного угля и раскалите его в пламени. Потом быстро внесите уголек в стакан с кислородом.

Наблюдайте горение уголька ярким пламенем.

Опыт 2. Состав воздуха

Оборудование: стеклянный колокол, кристаллизатор, крышка от тигля или фарфоровая чашка, пробка, пробка со стеклянной трубкой, химический стакан, лучинка, стеклянная палочка, газоотводная трубка.

Реактивы: вода, фосфор, известковая вода.

Стеклянный колокол размечают на шесть равных по объему частей. Делают это следующим образом: колокол закрывают резиновой пробкой и наполняют водой, объем которой измеряют переливанием ее в мерный цилиндр. Далее рассчитывают число миллилитров, равное 1/6 объема колокола. Например, объем колокола равен 2,4 л, значит, 1/6 его объема равна: 2,4л:6 = 0,4 л. Теперь в колокол наливают найденное количество миллилитров воды, делая каждый раз пометку ее уровня при помощи воскового карандаша или наклеиванием цветных полосок бумаги, которые покрывают парафином. Подготовленный стеклянный колокол ставят в большой кристаллизатор, открывают резиновую пробку и приливают в кристаллизатор воды до первого деления. Колокол вынимают из воды и на ее поверхность опускают большую корковую пробку, на которую кладут крышку от тигля или фарфоровую чашечку с небольшим количеством фосфора. Фосфора надо брать столько, чтобы он соединился с кислородом, находящимся в объеме колокола, примерно 0,25 г на 1 л объема колокола. При очень большом количестве фосфора сразу выделяется слишком много теплоты; воздух сильно расширяется и часть его пробулькивает через воду. Для поджигания фосфора сильно накаляют конец стеклянной палочки, которым дотрагиваются до фосфора. Горло колокола быстро закрывают резиновой пробкой (закрыть плотно, чтобы не проходил воздух!). Колокол постепенно наполняется белым дымом – фосфор(V) оксидом, который затем растворяется в воде. Минут через 10 – 15, когда рассеется белый дым и охладятся газы под колоколом, вода поднимется примерно на 1/5 объема колокола.

Для исследования оставшихся газов в чашку наливают воды до ее уровня под колоколом, что необходимо для предотвращения затягивания при открывании пробки в сосуд окружающего воздуха. Далее на короткое время пробку вынимают, а содержимое исследуют горящей лучинкой, которая в нем гаснет. Для доказательства того, что оставшийся газ – азот, быстрым движением пробка заменяется другой со вставленной в нее газоотводной трубкой, конец которой опускают в стакан с небольшим количеством известковой воды. При подливании воды в кристаллизатор газы, находящиеся под колоколом, пробулькивают через известковую воду, но никакого помутнения не наблюдается.

Опыт 3. Получение водорода. Горение водорода.

Оборудование: пробирки, горелка, предметное стекло, тигельные щипцы.

Реактивы: разбавленная сульфатная или хлоридная кислота, цинк.

В пробирку на ¼ ее объема наливают разбавленную кислоту и кладут 3-4 кусочка цинка. Подождав до вытеснения из нее воздуха, получающийся водород поджигают. В оставшейся после реакции жидкости доказывают присутствие растворенного цинк сульфата или хлорида, что делают путем выпаривания капель раствора на стеклянной пластинке.

При получении большого количества водорода для изучения его свойств применяют приборы, например, аппарат Киппа.

Испытание водорода на чистоту.

Перед поджиганием водорода у конца газоотводной трубки прибора, из которого его получают, или перед сбором его в цилиндр для демонстрации горения необходимо предварительно убедиться в его чистоте. В противном случае при проведении опыта может произойти сильный взрыв.

Для испытания водорода на чистоту им наполняют пробирку путем вытеснения воздуха (держать вертикально вверх дном), которую вдали от прибора подносят к пламени горелки. Если слышится резкий взрыв, то это означает, что водород смешан с воздухом. В этом случае нельзя поджигать водород непосредственно у прибора, так как может произойти сильный взрыв.

Необходимо повторно испытать водород на чистоту.

Получают и поджигают проверенный на чистоту водород, пламя направляют внутрь стакана. Наблюдают запотевание стенок стакана.

Опыт 4. Получение карбон (IV)оксида в лаборатории и изучение его свойств.

Оборудование: аппарат Киппа, пробирка, лучинка, химические стаканы, индикаторная бумага, два химических стакана, свечка.

Реактивы: мрамор, раствор хлоридной кислоты, вода, лакмус.

В аппарат Киппа кладут мрамор и наливают раствор хлоридной кислоты (1: 1). Собирают газ в пробирку или колбу, стоящую вниз дном.

В пробирку с собранным карбон (IV) оксидом вносят горящую лучинку - она затухает.

Взаимодействие карбон (IV) оксида с водой.

Описание порядка выполнения опыта:

- в стакан наливают воду;

- при помощи универсального индикатора определяют рН раствора, водородный показатель для дистиллированной воды равен 6;

- пропускают через воду поток углекислого газа;

- повторно при помощи универсального индикатора определяют рН раствора. Цвет индикатора изменился, рН равен 4;

- при растворении карбон (IV) оксида в воде образуется карбонатная кислота:

- при диссоциации угольной кислоты образуются ионы гидрогена, которые придают раствору кислую среду:

Переливание карбон (IV) оксида из стакана в стакан.

На одном большом химическом стакане восковым карандашом ставят цифру 1, на другом – 2. Стакан 1 заполняют карбон (IV) оксидом путем вытеснения воздуха. Из стакана 1, словно жидкость, переливают карбон (IV) оксид в стакан 2. Затем с помощью горящей лучины убеждаются в том, что карбон (IV) оксид находится в стакане 2.

Опыт 5. Получение гидроген хлорида и изучение его свойств.

Оборудование: колба Вюрца, газоотводная трубка, стакан, капельная воронка, штатив, газовая горелка, толстостенная склянка.

Получение гидроген хлорида.

Для получения гидроген хлорида необходимо собрать прибор, который состоит из колбы Вюрца, закрепленной в лапке штатива, которую закрывают капельной воронкой. В колбу насыпают 15-20 г натрий хлорида. Из капельной воронки приливают концентрированную сульфатную кис­лоту. Реакция начинается без нагревания. Для ускорения ее колбу подогревают. Нужно следить за тем, чтобы масса реагирующих веществ несильно пенилась, иначе она будет переброшена в при­емник для собирания газов. Гидроген хлорид, как газ более тяжелый, чем воздух, собирают в сосуд, расположенный отверстием вверх. Газоотводную трубку опускают до дна сосуда. Выделение белого тумана у выхода сосуда показывает, что он заполнился гидроген хлоридом. Когда необходимый для опыта сосуд заполнится гидроген хлоридом, то следует прекратить нагревание колбы, а конец газоотводной трубки опустить в колбу с водой, чтобы поглощать выделяющийся газ. Газоотводную трубку не следует опускать в воду, ее держат близко над поверхностью воды, иначе в случае прекращения выделе­ния гидроген хлорида вода может быть переброшена в колбу.

Свойства гидроген хлорида.

б) После выяснения сущности процесса растворения гидроген хлорида учащимся может быть продемонстрирован опыт «фонтан». Для этого большую толстостенную склянку заполняют гидроген хлоридом и закрывают хорошо подобранной резиновой проб­кой с газоотводной трубкой, которую опускают в сосуд с водой, под­крашенной раствором синего лакмуса. Конец трубки закрывают под водой указательным пальцем и, не отнимая палец, опрокидывают склянку дном вниз. Встряхивают ее несколько раз так, чтобы нес­колько капель воды из газоотводной трубки попали в склянку (паль­цем все время плотно прижимать отверстие трубки!). Теперь снова опрокидывают склянку вверх дном и газоотводную трубку опускают в сосуд с водой, подкрашенной синим лакмусом. Под водой отнимают палец от газоотводной трубки. Вследствие того что в каплях воды, попавших в склянку из газоотводной трубки, растворится много гидроген хлорида, то в склянке создается разреже­ние и жидкость под атмосферным давлением образует фонтан в колбе. Раствор становится красным. Опыт можно проводить не только в склянке, но и в круглодонной толстостенной колбе. Для опыта нельзя брать тонкостенную посуду, так как она может быть раздавлена атмосферным давле­нием.

Опыт 6. Получение аммиака в лаборатории. Растворение аммиака в воде.

Оборудование: плоскодонная колба, круглодонная колба, пробирки, пробки с газоотводными трубками, кристаллизатор, пробки, горелка, зажим Мора, лабораторный штатив, фарфоровая чашка.

Реактивы: нашатырный спирт, аммоний хлорид, кальций гидроксид, фенолфталеин, вода.

Вариант 1. Получение аммиака нагреванием нашатырного спирта.

В колбе нагревают нашатырный спирт, он разлагается на аммиак и воду. В пробку колбы вставляют довольно длинную трубку, которая служит не только для выхода аммиака, но и для конденсации образующихся водяных паров. Аммиак собирают в опрокинутый вверх дном цилиндр или колбу.

Аммоний хлорид и кальций гидроксид приблизительно в одинаковых объемах перемешайте в фарфоровой чашке. Полученную смесь высыпьте в сухую пробирку (приблизительно 1/3 пробирки), закройте ее пробкой с газоотводной трубкой и закрепите в лапке штатива так, чтобы дно пробирки было немного выше отверстия. На газоотводную трубку прибора наденьте сухую пробирку, перевернутую вверх дном.

Пробирку со смесью нагрейте сначала всю, а потом в том месте, где находится смесь. Когда пробирка, надетая на газоотводную трубку, наполнится газом (его запах будет слышно в воздухе возле прибора), медленно снимите ее, не переворачивая, закройте отверстие пробкой и сохраните для следующего опыта.

Растворение аммиака в воде.

Пробирку с аммиаком, полученным в предыдущем опыте, опустите отверстием вниз в кристаллизатор с водой. Откройте пробку под водой. Вода поднимется в пробирку. Когда перестанет подниматься, закройте пробирку под водой пробкой и выньте из кристаллизатора. К полученному раствору добавьте несколько капель фенолфталеина.

Вариант 2. Аммиачный «фонтан».

Аммиаком заполните круглодонную колбу. Плотно закройте ее пробкой с газоотводной трубкой, пережатой зажимом Мора. После этого колбу разместите над кристаллизатором с водой, в которую предварительно добавьте несколько капель фенолфталеина. Конец газоотводной трубки погрузите в воду и снимите с нее зажим. Вода в виде «фонтана» поднимется в колбу.

Опыт 7. Взаимодействие аммоний гидроксида с хлоридной кислотой. Дым без огня.

Оборудование: Химические стаканы, пипетки

Реактивы: концентрированный раствор аммиака, концентрированная хлоридная кислота.

В один химический стакан нальем несколько капель концентрированного раствора аммиака, а во второй – несколько капель концентрированной хлоридной кислоты. Стаканы поднесем друг к другу. При этом появляется белый дым – образуются кристаллики аммоний хлорида:

Оборудование: колбы, горелки, цилиндры, лучинки, кристаллизатор с водой, пробка с капельной воронкой, стеклянная пластинка.

Реактивы: натрий сульфит, концентрированная сульфатная кислота.

Получение сульфур (IV) оксида.

Для опыта собирают такой же прибор, как и для получения, гидроген хлорида (см. опыт 2).

Растворение SО2 в воде.

Крахмал в листьях зеленых растений образуется только на свету. Из каких веществ образуется крахмал? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем следующий опыт. Поместим примулу, растущую в цветочном горшке, на кусок стекла, прикроем стеклянным колпаком и поставим на свет. Края колпака смажем вазелином. Рядом с примулой под колпак поставим стакан с раствором едкой щелочи. Растение под колпаком оставим на двое суток.

Едкая щелочь поглощает углекислый газ, находящийся в воздухе под колпаком. Новый же воздух с углекислым газом проникнуть под колпак не может, так как края его смазаны вазелином и плотно прижаты к стеклу.

Рис. 59. Выделение кислорода листьями зеленого растения на свету.

Рис. 59. Выделение кислорода листьями зеленого растения на свету.

Вскоре под колпаком углекислого газа не останется, он будет поглощен едкой щелочью.

Через 6—8 часов вынем растение из-под колпака, срежем один из листьев и проверим, образовался ли в его клетках крахмал. При обработке иодом лист не посинел. Значит, крахмал не образовался. Какие же выводы можно сделать из этого опыта? Крахмал образуется в листьях только в том случае, когда воздух, окружающий растения, содержит углекислый газ.

Органическое вещество — сахар, а затем крахмал — образуется в зеленых листьях только на свету. Крахмал образуется в листьях, в хлоропластах, т. е. в пластидах, с хлорофиллом.

В воздухе, где находятся зеленые растения, должен быть, углекислый газ. Крахмал образуется из углекислого газа, поступающего через устьица, и воды, которую поглощают корни из почвы.

Под действием особых веществ — ферментов — крахмал превращается в сахар и оттекает из листьев в другие органы. Там сахар вновь превращается в крахмал.

Таким образом, крахмал попадает и в семена пшеницы, где откладывается в эндосперме.

В большую стеклянную банку опустим стакан с водой, в которую поставлены веточки с зелеными листьями какого-нибудь растения. Стакан можно заменить небольшим комнатным растением ,в цветочном горшке. Банку плотно закроем пробкой с вставленной в нее стеклянной трубкой. Через стеклянную трубку наполним банку углекислым газом. Трубку закроем пробкой.

Углекислый газ опускается на дно банки, вытесняя более легкий воздух. Чтобы убедиться в этом, откроем банку и быстро опустим в нее горящую лучинку. Углекислый газ не поддерживает горения. Если лучинка погаснет, опыт можно проводить. Снова плотно закроем банку и выставим ее на яркий свет.

Через сутки откроем банку и снова опустим в нее горящую лучинку. Лучинка не гаснет, как прежде, а продолжает ярко гореть. Ясно, что углекислого газа в банке не стало, а появился какой-то другой газ, поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород. Значит, зеленые листья растения действительно поглотили углекислый газ и выделили кислород.

Рис. 60. Выделение кислорода элодеей на свету.

Рис. 60. Выделение кислорода элодеей на свету.

Если банку с зеленым растением поставить не на свет, а в темный шкаф, то опущенная в нее горящая лучинка потухнет, как и раньше. Это подтверждает, что зеленые листья поглощают углекислый газ только на свету. Крахмал в темноте не образуется, поэтому и углекислый газ в темноте растением не поглощается.

Наземные растения поглощают углекислый газ из воздуха, в котором он содержится. А откуда же получают его водные растения, например элодея? Оказывается, углекислый газ есть и в воде. Проведем такой опыт. Веточки элодеи поместим в банку с сырой водой и покроем их воронкой. На конец воронки наденем пробирку, наполненную водой. Банку с элодеей выставим на яркий свет. На свету от веточек элодеи вскоре начнут подниматься пузырьки какого-то газа. Пузырьки газа попадают в пробирку, вытесняя из нее воду. Через несколько часов газ заполнит всю пробирку. Тогда вынем пробирку из воды и быстро опустим в нее тлеющую лучинку. Лучинка вспыхивает и горит. Следовательно, в пробирке скопился кислород, выделенный зелеными листьями элодеи на свету.

Если банку с элодеей поставить в темное место, то выделение кислорода прекратится, так как растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород только на свету.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: