Что такое сенсорный крест

Опубликовано: 18.05.2024

Базарный Владимир Филиппович, ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог - новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования.

Здоровье - самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни.

Итак, методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач (наслайде)

Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ и запрос общества на здоровое поколение. Это технология признана научным открытием Академией медицинских наук, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ.

Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного. С чего начинается обучение по системе доктора Базарного?

Прежде всего, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости. Задача педагога – изначально предоставить детям свободу выбора. Это самый главный момент режима динамических поз. В целом этот режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе их познавательные способности. «Не усади!» – заповедь Базарного.

Важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, Для этого используются карточки или картинки, расположенные в любой точке группы, а также так называемые сенсорные кресты.

Обязательным и важнейшим учебно – воспитательным предметом В. Ф. Базарного является хоровое пение. Пение – мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Хоровое пение снимает стресс, дает возможность ребёнку расслабиться.

Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Детям очень нравится ходить по массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения. Это так легко, просто, доступно, результативно.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования использую в своей работе гимнастику для глаз, разработанную Базарным.

Гимнастика для глаз полезна всем. В процессе занятий для разминок и фмзкультминуток, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются офтальмотренажеры «Бегущие огоньки», которые представляют собой плакаты-схемы зрительных траекторий.

Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. Занимают все эти упражнения не более 3-4 –х минут

В нашей группе есть “Диаграмма” для разгрузки зрения, где дети прослеживают путь зверей к транспорту. Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую утомляемость.Эту диаграмму используем для закрепления пространственных представлений: вверх – вниз, вправо – влево.

А вот этот тренажёр называется схема зрительно-двигательной траектории Базарного.

• Каждый цвет выполняет определенную функцию

Красный – активизирует психический процесс, согревает, если холодно.

Зеленый – цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый (коричневый) – цвет радости, оптимизма; поднимает настроение.

Синий – цвет осуществления желаний.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

«Обход»взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

o только глазами при неподвижной голове и туловище;

o с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

• Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека.

Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

Давайте попробуем выполнить несколько элементов этой гимнастики. Для этого я приглашаю желающих выйти.

К нам прилетела бабочка, увидела яркий цветок и не знает на какой цвет присесть. Поможем бабочке? Помогаем только глазами.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

А сейчас глаза неподвижны, движения выполняем только головой.

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза; и т. д.

Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера. А так же можно использовать лазерный лучик.

Работаем мы в группе не долго по этой методике, но уже можно сказать, что у ребят повысилась работоспособность, внимательность, активность. У детей отмечается интерес к знаниям. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. Применение методики В. Ф. Базарного дало положительные результаты в профилактике заболеваний, здоровье детей значительно улучшилось.

Хочется подвести итоговую черту словами В. А. Сухомлинского о том, что к ребёнку нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.

Цель мастер - класса: Повысить педагогическую компетентность в применении здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Познакомить и заинтересовать педагогов технологией профессора Базарного В.Ф..
2. В практической деятельности показать способы использования данной технологии в учебно - воспитательном процессе.
3. Активно применять данную технологию в педагогической деятельности

1слайд «Название мастер – класса»
Добрый день, коллеги!
Прежде чем я начну свой мастер – класс ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Почему люди болеют?»
Большую часть времени мы проводим с вами где? (на работе) У каждого из нас разные должностные обязанности, мы выполняем разную работу, но что в этот момент делает наше тело? Тоже активно работает, как мозг?
Мы все в большей степени статичны, малоподвижны. На работе 8 часов сидим, придя домой усаживаясь в кресло, смотрим телевизор, читаем книгу или готовимся к урокам. И всё выполняем сидя. Мы, педагоги, с детства с вами «засижены», то есть телесно расслаблены, в связи с этим имеем разные приобретённые заболевания: остеохондроз, сердечно – сосудистые, нарушения зрения и ряд других, которые приобрели из – за малоподвижного повседневного образа жизни.
2 слайд «Базарный и его фраза»
Как говорил Владимир Филиппович Базарный: «Здоровье - категория педагогическая». Мой мастер класс познакомит вас с технологиями здровьесбережения Базарного, которую мы применяем в работе с детьми.
Знание и применение этих технологий, позволяет сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, это – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Педагоги, использующие эти технологий, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках.
Приглашаю 6-8 коллег для участия в мастер – классе. Присаживайтесь.

Что же советует нам, Базарный?
И первый совет вы прочитаете на «сенсорных крестах», которые используются для двигательной активности детей. Попрошу вас встать и прочитать фразу на сенсорных крестах.
3 слайд РЕБЁНОК ДОЛЖЕН КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ- вы со мной согласны?
Данные «Сенсорные кресты» используются у нас, и могут применятся вами, на всех общеобразовательных уроках и в непосредственной образовательной деятельности, в режиме движения наглядного учебного материла, постоянного визуального поиска. На них крепится разнообразный дидактический наглядный материал, карточки с заданиями или ответами. «Сенсорные кресты» могут быть расположены в любой точке класса, группы, которые дети должны найти и использовать в работе. Данная технология позволяет переключать зрение детей с ближнего расстояния на дальнее и снять зрительное утомление. Модификация «сенсорных крестов» и способы исполнения могут быть разными, и вы в этом убедитесь во время экскурсии по учреждению.
4 слайд 2ой совет Базарного мы прочитаем, используя углы класса. Я буду называть номера, а вы в позе свободного стояния, совершаете координированные движения головой, глазами и туловищем, читаете слоги или буквы под ними, из которых надо составить 2 совет Базарного. Начинаем: 3=не,1=у, 4=са, 2=ди! Что у нас получилось? – Не усади!
• Для этого в 4 углах класса, группы, приемной фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить красочные картинки, образно-сюжетные изображения, схемы, символы и так далее. То, что вы посчитаете, нужным и необходимым. Цель данного тренажера это создание эмоционально-мотивационной активности детей, особенно для детей с ЗПР, привлечение их активного внимания.
На 5 Слайде Прошу 4 коллег занять места за конторками, встав ногами на массажные коврики. На конторках, лежит карточка с заданием, попрошу выполнить его.
Давайте поговорим с вами о пользе массажных ковриков при ежедневном обучении и воспитании. Для этого необходимо приобрести, и использовать их на уроках и занятиях, а не в специально отведенное время как мы привыкли (АФК, дорожка здоровья). Массажные коврики мы используем ежедневно и вам для этого не надо обязательно знать специальные комплексы и упражнения. Их можно использовать тогда, когда почувствуете усталость детей на занятиях. Ведь массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Всего несколько минут нахождения на массажном коврике- и активизируется целых 29 точек организма!.
У нас сегодня у всех очень насыщенный день, вы много времени находитесь в сидячем положении, в ногах идет застой лимфы и крови. Кто хочет снять усталость от статичности, положите коврики перед собой постучите пяточками, пошагайте на внутренней стороне стопы и на внешней, походите на носочках и пяточках, просто выполните движения ногами по коврику вперед- назад, или посидите, поставив ноги на коврик некоторое время. Представьте какой благоприятный эффект будет, если это повторить несколько раз в день в течение учебного дня. Это не займет у вас много времени, но пользу даст огромную.
6 Слайд: При работе на массажном коврике стоя – у детей формируется чувство координации и равновесия, идет профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также профилактика близорукости.
7-8 Слайд: Но вот мы подошли к очень специфической технологии – ростовые конторки. Конторки могут быть как напольные, так и настольные. Они используются для соблюдения режима «Двигательных поз», с помощью неё мы регулируем позы детей в ходе урока. Для кого они необходимы в первую очередь? Для гиперактивных детей, как с особыми образовательными возможностями, так и нормально развивающимися детьми. Потому что смена деятельности их активизирует и сохраняет здоровье.
Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночника.
- поддерживаются физическая, психическая, умственная сферы;
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов.
Важно знать и понимать, что это специальное приобретенное оборудование, но если мы говорим об инклюзии, то создание условий, тоже необходимо. Если это не просто слова, а желание помочь детям.

Коллеги понравилось ли вам работать стоя на ковриках?
Коллеги озвучьте, пожалуйста, своё задание. Какие ощущения у вас сложились, когда вы писали пером?
9 Слайд: И я хочу вновь обратить ваше внимание на давно забытые, но хорошо знакомые предметы. Это перьевая ручка, которой, многие пользовались в советские времена. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что к 4 классу, а порой и раньше у детей ухудшается подчерк. Это вы можете наглядно увидеть на слайде, как изменяется образ буквы, порой до неузнаваемости, отсутствуют соединения. И эта проблема актуальна для всех обучающихся детей, поскольку несформированость каллиграфического письма ведёт к непониманию написанного, а значит к не проработке своих ошибок.
10 Слайд: Замена письма шариковой ручкой добавила чистоты в тетрадях, но она не приспособлена к дозированной нагрузке, ребенок не может в процессе овладения письмом регулировать свою нагрузку на руку, что способствовало бы отработке пластичного письма. В итоге, не только плохой подчерк у детей, но и неосвоенное быстрое письмо – ученик не может делать быстро то, что он не научился делать легко..
Нами было проведено сравнение, письма детьми шариковой и перьевой ручкой. Анализ показал, обратите внимание на слайд, на котором изображено письмо первоклассника, черным цветом написан текст шариковой ручкой, синий текст перьевой ручкой. На фото ярко видно, что при работе шариковой ручкой у ребёнка проявляется нервозность в дрожании руки и подчерк плохой. Во втором случае эта же фраза написана перьевой ручкой, которая успокаивает, так как увеличивает время написания и письмо становится осознанным и плавным.
11 Слайд: На следующем фрагменте слайда вы видите письмо ребёнка с СДВГ, вверху письмо шариковой ручкой, внизу письмо перьевой ручкой. Что мы видим, подчерк ребёнка отличается. Хорошо прописаны соединения букв, движения руки становятся плавны, регулируется нажим, нет привычной для него торопливости.
12 сла йд: На этом слайде мы видим, как меняется образ буквы при письме перьевой ручкой.
При опросе детей, какой ручкой писать легче, они обратили внимание на перьевую ручку, сказали, что этой ручкой писать легко, не так быстро устаёт рука. И на начальном этапе формирования каллиграфии в 1 классе, необходимо использовать перо.
13 Слайд: Конечно, ни кто не говорит о повсеместном применении перьевых ручек. Выбор всегда за вами. Но мы включили в часть индивидуальных коррекционных занятий упражнения «письмо перьевыми ручками» для детей с трудностями в овладении навыками письма, для детей с плохо развитой моторной координацией, и в первую очередь для первоклассников.

14-15 Слайд: Ничего нового я вам не скажу, об использовании тренажёра «Ленивая восьмёрка». Вы многие знакомы с методикой её применения. Учитывая, что большая часть детей в наших классах и группах имеют уже приобретенные соматические и физические нарушения, а учебные нагрузки увеличиваются с возрастом, необходимо предупредить ухудшение здоровья зрительного анализатора. Этот тренажер необходим и просто должен быть в каждом классе и старших, подготовительных группах, так как играет особую роль в профилактике зрительного утомления на уроках и занятиях. Он может быть расположен на потолке, или одной из стен классной комнаты, группы. Это вы увидите тоже во время экскурсии.
16 слайд: Согласно 3 совету Базарного «Никакой преграды глазу!» на занятиях в классах по всем предметам применяется так называемый “Экологический букварь”. Это дидактическое панно, как вы заметили в этом классе и увидите в других, а также подобные панно адаптированы в группах. Данные панно используются для закрепления пройденного материала недели по любой теме. На нем с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока, занятия. Это даёт возможность практически “бескнижного” обучения в детском саду и в начальной школе, и может применятся в общеобразовательных классах среднего звена, что способствует развитию зрительных функций, зрительного восприятия, внимания, памяти и мышления, помогает переключить работу зрения с ближнего расстояния на дальние горизонты. Использование этого панно зависит от вашего желания, творчества и умения применить в разных видах учебной деятельности.
Коллеги, пожалуйста, встаньте и повернётесь к панно лицом, Найдёте и прочитаете предложения на панно, для нашего мастер класса. Теперь можно вновь повернуться ко мне. Скажите, что было записано на панно?
17 Слайд: Спасибо за помощь в проведении мастер – класса. Я желаю вам всем здоровья. Советую ближе познакомиться с данной методикой и внедрить её в учебно – познавательные процессы. Потому что дети, это наше будущее, здоровые дети – здоровая нация!

Дети поступают в школу с большими отклонениями в состоянии здоровья, поэтому познакомившись теоретически со здоровьеразвивающей технологией Базарного, я решила попробовать внедрить ее в нашей школе. Цель поставлена (создание такого педагогического общения с детьми, который способствовал бы оптимальной работоспособности и предупреждению негативных сдвигов в состоянии здоровья детей).
Для ее реализации необходимо решить следующие задачи:

- создание условий для осознания учащимися здоровья как ценности

- разрешить проблему переутомления на уроке

- формировать у детей самостоятельное мышление

Работу свою я разделила на 3 этапа:

  1. Подготовительный этап. Изучение литературы
  2. Этап внедрения инноваци. Проведение мониторинга здоровья, применение некоторых принципов этой технологии.
  3. Практически-обобщающий этап. Контрольная диагностика здоровья.

Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течении урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса.

Положительное влияние
в использовании сенсорно-универсальных средств по методике Базарного В.Ф.:

• на занятии учащиеся практически всё время находятся в движении
• снимается зрительная утомляемость на уроках
• снижается психическая утомляемость
• снижается избыточная нервная возбудимость снижается агрессия

Основная часть его методики основывается на зрении. А так как в наше время по статистике - зрение у детей падает, поэтому мы и решили сохранить их зрение. В дальнейшем может и улучшить. Я собрала информацию по здоровью в каждом классе, кроме первых, составила паспорт здоровья и представила ее в виде диаграммы. ( Слайд )

Используемая мною технология Базарного предусматривает следующие методики.

  1. Урок у нас начинается с дыхательной гимнастики по Базарному ( Все дыхательные упражнения представлены в брошюре, например: Ребята, сегодня мы празднуем день рождения нового дня. Я желаю вам, чтобы этот день подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. Давайте настроимся на хорошую работу.

Представьте, что у каждого из вас в руках зажженная свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох, поверните головки в сторону и тихо – тихо тоненькой струйкой выдохните так, чтобы не погасить свечу. Еще раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в легкие и сдуйте все преграды и сложности на своем пути. Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.

  1. Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий . На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Упражнения выполняются стоя, сидя, при выключенном электрическом освещении. ( Слайд №1) Физкультминутка. Бабочка
    Спал цветок и вдруг проснулся, (следят глазами за указкой по красному овалу офтальмотренажёра)
    Больше спать не захотел, (следят глазами за указкой по синему овалу офтальмотренажёра )
    Шевельнулся, потянулся, (следят глазами за указкой по короткой полоске офтальмотренажёра )
    Взвился вверх и полетел. (следят глазами за указкой по длинной полоске офтальмотренажёра)
    Солнце утром лишь проснется,
    Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
  2. Методика В.Ф. Базарного успешно используется и при организации коррекционно-речевой работы с детьми. Логоритмические упражнения, широко практикуемые в работе с детьми логопатами, заменили «сидячее - слушающую» форму организации коррекционной работы на раскрепощенный двигательный режим - выполнение речемоторных упражнений под шаговый ритм. В основном, мы применяем это во время урока чтения. (Слайд)
  1. В классе по углам расставлены картинки, которые напоминают сюжет какой-нибудь сказки. Дети встают и быстро глазами определяют последовательность расположения. Место расположения картинок постоянно меняем и меням рассказы. Здесь не только глаза, но и тело двигается. А еще, так как по ФГОС предусмотрена работа группой, в неделю 1 раз каждая группа составляет сюжет любого рассказа. ( Слайд)
  2. В течении урока я применяю расслабление «пальминг» - прикрывание глаз ладонями. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно. Надо растереть ладонь о ладонь до появления приятного тепла, легко положить ладони на глаза, скрещивая на лбу. При этом глаза надо закрыть на 20-30 секунд. Каждый ребёнок скажет шёпотом «Вот сейчас я вас пожалею, погрею. Потому что вы помогаете мне всё вокруг видеть.» (Слайд)
  3. Для двигательной активности использую «сенсорные кресты». «Сенсорный крест» висит под потолком в классной комнате на высоте 2 м. На него закрепляются различные учебные объекты. (Слайд)
  4. Экологический букварь. Мозг ребенка настроен на многоцветье.

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей используются экологические панно (2х3 м). На них обычно бывают изображены уходящие в бесконечность сельские пейзажи. С этой целью можно использовать фотообои природы. С помощью специальных макетов, манекенов и карточек на фоне панно разворачиваются сюжеты урока. Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Размер самых крупных изображений не должен превышать 5 см. Общение педагога с детьми проходит в форме диалога.

Экологическая стенка позволяет решить одну из биологических предпосылок нормального развития – пространство. (В тибетской медицине пространству отведена главная роль в развитии человека.)

  1. Использование лучика (написать на доске и прочитать с помощью лучика)
  2. Следующей особенностью методики является хоровое пение.

А я в своем классе я использую хоровое проговаривание правил стоя. Это не только хоровое, но и смена позы. (Слайд)

  1. Для профилактики плоскостопия мы сделали самодельные коврики – тренажеры. Стоя на этих ковриках в носочках ученики выполняют задания. В его методики используются массажеры для передвижения с конторки. Мы сделали эти коврики иначе, они являются не только прекрасным средством от плоскостопия, но и развивают мыслительную деятельность. ( Слайд )
  2. Классическая музыка при сам. работе
  3. В начале следующей четверти я буду применять массажные шарики, которые предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и ступней ног. (слайд)

Рефлексию на уроке совмещаю с пальчиковой гимнастикой :

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:

  • МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?
  • БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?
  • СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?
  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
  • БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?

Мы работаем по этой методике около месяца. Здесь представлены не все его принципы. Один из главных его принципов-создание конторок. В дальнейшем мы попробуем апробировать в каком-нибудь классе конторки. Цель этих конторок – снятие напряжения, использовав режим динамических поз ( Слайд ). При работе за конторкой не только укрепляется весь опорно – двигательный аппарат, исключаются искривления позвоночника и боли в спине Ученики несколько раз переходят из положения сидя в положение стоя. Но мы тоже не сидим постоянно за партой. Говорить о какой-либо динамике рано. Для проведения экспериментальной работы мы оформили кабинет 4 класса своими руками без каких-либо материальных затрат.

Считаю необходимым продолжить работу по этой методике, летом мы этот тренажер сделаем на потолке, многое еще предстоит сделать. Через полгода после медицинского обследования мы сможем сказать, действительно ли эта методика направлена на сохранение и улучшение здоровья учащихся.

Итог моей работы – создание брошюры в каждом классе по технологии Базарного.

Хочется подвести итоговую черту словами В.А.Сухомлинского о том, что к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.

Свой мастер-класс я хочу закончить легендой . ( Слайд 14)

Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

- Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.

цвет глаз

Ф.В. Базарный — окулист, доктор медицинских наук и профессор.

Офтальмолог более 20 лет занимается вопросами оздоровления.

Под его руководством специалисты лаборатории защитили 44 оздоровительных патента для детей дошкольного и школьного возраста.

Русский ученый, доктор и учитель помогает предотвратить изменение численности видящего населения путем сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Принцип глазной гимнастики Базарного

Тренировка выполняется по словесной инструкции. Офтальмотренажеры могут быть горизонтальные или вертикальные. Основные принципы:

  • учет возрастных особенностей;
  • регулярность выполнения;
  • постепенное увеличение нагрузок;
  • развитие интереса у ребенка к выполнению упражнений;
  • сочетание тренировки с двигательной активностью.

«Сенсорные кресты»

В 4 верхних углах помещения разместить запоминающиеся картинки, желательно те, которые ребенок не знает.

«Сенсорные кресты»

Например, сцены из мультфильмов, пейзажи. Одна картинка разделяется на 4 части. Средние размеры каждого изображения лист A4. Под каждым листом размещается цифра в соответствующей последовательности. Детей укладывают на массажные коврики в свободном состоянии и просят фиксировать взгляд по команде преподавателя на определенной цифре, изображении или цвете. Занятие продолжается не более 2 минут.

Зрительно-координаторный тренажер

На любой стороне помещения вешают диаграмму, указанную ниже, на которой присутствует два овала — красного и фиолетового цвета, желтый крест и 2 зеленых соприкасающихся круга.

Важно, чтобы диаграмма была цветная. Именно это позволяет развивать зрение и координацию.

Зрительно-координаторный тренажер

Способ работы с офтальмотренажером:

  1. Дети должны следить глазами по указанному направлению. На схеме стрелками указаны движения. Необходимо указкой пройтись по фигуре.
  2. Упражнение выполняется стоя.
  3. Ребенок глазами водит в указанном направлении по определенной фигуре, не двигая головой и туловищем или, наоборот, активно двигаясь.

Базарный рекомендует выполнять по 10–12 движений. Данная тренировка улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

«Письмо носом»

Упражнение выполняется в сидячем положении . Глаза прикрыть и вообразить, что нос — это ручка. Рисовать в воздухе цифры, буквы или животных. Выбрать, что подходит детям больше, в соответствии с их уровнем развития. Постепенно давать более сложные задачи.

«Письмо носом»

Полезное видео

Для снятия зрительной утомляемости на уроках можно использовать тренажеры разработанные В. Ф. Базарным:

1 . Тренажер-схемы или плакат-схемы зрительно-двигательных траекторий.

Тренажер Базарного В.Ф.

hello_html_486a8dcb.jpg

На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются стоя.

Кратность выполнения : 10-12 движений по каждой траектории в разном темпе.

hello_html_4a542504.jpg
hello_html_m7013b884.jpg

При использовании зрительно-координационных упражнений гл аза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно ребята делают непроизвольно движения головой, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы.

2. Сенсорно-дидактические кресты.

Представляют собой приспособление для крепления наглядного материала.

Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия .

hello_html_6ff45649.jpg
hello_html_m4e218aa6.jpg

3. Использование сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла». Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1,5–2 минуты. В четырех углах кабинета фиксируются яркие изображения: картинки, схемы, слова, формулы, числа, фигуры, правила, сюжеты из сказок, пейзажи и т.д. Здесь присутствует важный эмоционально-мотивационный фактор, который повышает физическую и психическую активность детей на уроке, вносит сенсорное разнообразие.

hello_html_m247ce724.jpg

4.Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка. Для этого используются карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешаны везде: на книжных полках, на окне и др. местах.

Наиболее простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно. Очень нравится детям «медвежьи покачивания». Это тоже одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею. Ежемесячно пересаживать учащихся с ряда на ряд.

Положительное влияние

в использовании сенсорно-универсальных средств по методике Базарного В.Ф.:

Читайте также: